Битва при Черномене
26 сентября 1371 года в Битве на реке Марице (битва при Черномене) армия османского султана Мурада I под командованием Лала Шахина разгромила объединенные силы болгар и сербов.
…Никогда ухо не слышало и око не видело таких невзгод и злодеяний, которые посыпались на все западные города и области. Когда был убит героический деспот Углеша, турки полетели по всей земле как птицы по воздуху. Одни из христиан были убиты, другие захвачены в плен, а тех, кто остался косила смерть от голода. Такой голод наступил тогда, кого никогда не было от сотворения мира и, какой, благодарение Христу не настанет никогда уже. Которые все-таки спаслись от этой напасти, те по божьему промыслу были съедены волками. Увы! Какое прискорбное зрелище наступило…
Этими словами в своей хронике XIV в. монах Исайя описывает положение на Балканах после битвы при Черномене в 1371 году., в которой османы разгромили христианскую армию серского деспота Углеши и короля Вылкашина. После этой победы они начали постоянно вторгаться на полуостров и из союзников византийцев превратились в настоящих завоевателей, стремившихся построить свою империю на землях Византии, Болгарии и Сербии.
1371 год был полон несчастий для балканских государств. В феврале умер болгарский царь Иван Александр, правивший более 40 лет, в конце года – сербский король Стефан V Урош, сын знаменитого Стефана Душана, наследник династий Тертеров, Смилецов, Шишманов и Асеневцев. Зима того года была исключительно тяжелой, а земли Беломорской Тракии и Македонии, где находились владения Вылкашина и Углеши, еще в пятидесятые годы опустошила «Черная смерть». И в следующие десятилетия чума возвращалась шесть раз…
Одновременно с этим сепаратистские движения на Балканах приобрели невиданные размеры – Болгарское государство разделилось на Тырновское и Видинское царства и Добруджанское деспотство. Сербское королевство было поделено между королем Вылкашином, получившим свой титул от Стефана Уроша и его братом Углешей. На землях северной и западной Македонии Вылкашин основал Прилепское королевство, в которое входили города Скопье, Прилеп и Охрид. Углеша был объявлен деспотом юго-восточной Македонии со столицей в Сяре (Сере, Сересе).
Причиной объединения христианских сил под предводительством Вылкашина и Углеши стал ряд событий конца шестидесятых годов XIV века.
И прежде всего – поход на Балканы савойского графа Амадея VI, который выступил в поддержку своего двоюродного брата – византийского басилевса Иоанна V Палеолога. В 1366 году ему удалось отбить у османов и вернуть византийцам стратегически важную крепость Галиполи, служившую «воротами» из Малой Азии на Балканы и в Европу. Поход Амадея Савойского в большей степени ослабил болгар, чем османов оторвав большую часть болгарского Черноморья от владений царя Ивана Александра. В результате войска султана Мурада I смогли в 1369 году захватить Одрин, в 1370 – Пловдив и в 1371 – Стара-Загору и достигли стен Сердики.
Новые правители Македонии – король Вылкашин и его брат Углеша решили, что наступил момент раз и навсегда расправиться с османскими завоевателями. Их поддержало сельское население, подвергавшееся со стороны осман невиданным жестокостям и грабежам. Византийский историограф Дука рассказывает об этих набегах:
Турки более всех других народов любят грабежи и обман. Они проявляют это и в своих взаимных отношениях, что же остается христианам? Как только услышат голос трубы о нападении…все добровольно спешат толпой – как река, которая разливается. Большинство из них без кошелька и сумки, без кинжала и меча. Другие идут пешком и бегут, образуя ряды многочисленного войска, часто с одной булавой (дубиной) в руке. Нашествие их длится непрерывно, и они подчинили все провинции от Херсонеса до Истыра…
Поэтому в армию Вылкашина и Углеши вошло многочисленное крестьянское ополчение. Источники дают разную информацию о численности христианской армии. Монах Исайя рассказывает, что деспот Углеша собрал «все сербские и греческие войска и брат его король Вылкашин и множество других вельмож, что-то около 60 000 отборного войска». Димитр Кантакузин говорит о «70 000 обученных вооруженных мужчинах», а Мавро Орбини – что численность армии была около 20 000 бойцов. Во всяком случае для того времени собрать даже двадцатитысячную армию было большим достижением. Османы располагали значительно меньшими силами. Димитр Кантакузин говорит о 4 500 бойцах, Лаоник Халкондил – всего о 800, а Мавро Орбини указывает, что османы имели 3000 «самых лучших людей». Османскую армию возглавляли двое опытнейших турецких полководца – Лала Шахин и Хаджи Илбеги.
Сентябрь 1371 года казался подходящим моментом для атаки. Падение Галиполи изолировало румелийскую армию осман от анатолийской. Султан Мурад I вероятнее всего останется в Малой Азии, что сделает один неожиданный удар по Одрину – сильнейшей крепости осман на Балканах идеальной возможностью остановить нашествие. В «Короне истории» османский историк XVI века Ходжа Садеддин утверждает, что повод для битвы нашелся после того, как Пловдив был захвачен османами. Правитель города бежал и обратился за помощью к сербам. Углеша начал масштабную подготовку к походу, собирая христианскую армию в своей столице – Сяре, откуда отправился к Одрину.
Лала Шахин (около 1310 – 1390г.) был одним из опытнейших османских полководцев того периода («лала» в переводе значит «учитель»). Христианин по рождению, позже он вместе со своим отцом принял ислам. Он быстро вошел в османскую элиту, утвердившись как один из самых приближенных командиров правителя Орхана Гази, который даже назначил его учителем престолонаследника Мурада.
После того, как последний в 1361 году взошел на трон в Бурсе, он возложил на своего бывшего наставника большую ответственность – командование балканской армией.
Состав христианской армии был многонациональным – в нее входили преимущественно сербы, болгары и греки, а согласно некоторым источникам, и наемники из Венгрии и Влахии. Без сомнения, командовать этой массой людей различного происхождения, говоривших на разных языках, было крайне трудно, что и проявилось в ходе битвы.
Вожди христианской армии допустила множество ошибок. Руководствуясь мыслью, что судьба будет благосклонна к ним, поскольку их дело богоугодное, они вели себя самоуверенно несмотря на неопытность Вылкашина и Углеши, которые до того момента не отличились ни одной значимой военной победой.
25 сентября христианская армия встала лагерем на берегу реки Марица около села Черномен в 30 километрах от Одрина. Если верить османскому историку Садеддину, армия Углеши
…погрузилась в круглосуточный блуд и разврат, ночное пьянство и дневное похмелье».
Хаджи Илбеги был отправлен с небольшим числом людей разведать позиции христианского войска и, увидев его состояние, решил, что выгоднее всего атаковать немедленно, не докладывая главнокомандующему Лале Шахину. Христиане подумали, что на них нападает огромная армия. В ночной суматохе 26 сентября множество их нашли свою смерть. Согласно источникам, в панике многие из них сражались друг с другом.
Подчеркнуто гиперболизировано и самодовольно Ходжа Садеддин описывает события таким образом:
…В темноте – окруженная свистом и криками – их окровавленная и грязная бесчисленная толпа сама себя уродовала и уничтожала. Бессильные биться, обезумевшие от страха глупцы вскочили со своих лежанок как брошенное в огонь войны стадо хищников и поспешили бежать с поля битвы. Испарившиеся как дым от огня, жалкие неверные бросились к реке Мерич и потонули в ее водах. Другие – напуганные до смерти ловкостью гази (мусульманских воинов, героев, воинов за веру — прим. редактора) покинули ужасное место и попрятались в норы…
Монах Исайя с болью христианского священника дополняет:
Они не только не изгнали турок, но сами сильно пострадали, потому что были перебиты и оставили свои кости там непогребенными; другие, огромное множество погибли от острия меча или были забраны в плен; третьи, меньшинство, смогли спастись и вернуться…
В ходе боя погибли Углеша и Вылкашин.
Последствия того, что случилось около Черномена ощущались еще несколько веков. Черномен стал концом мечты остановить османскую экспансию. Вылкашину и Углеше не удалось примерить на себя славу хана Тервела, разбившего арабов и спасшего Европу шестью веками раньше.
При Черномене христиане не просто проиграли сражение, они упустили возможность остановить зарождающуюся мощь ислама. Георги Острогорски пишет:
Это была важнейшая и имевшая самые большие последствия победа турок до 1453 года. Ее первым результатом стал разгром Серского государства, а более далекими последствиями – гибель всех балканских государств. Их захват стал вопросом времени.
С того момента новой тенденцией стало постоянное усиление исламской угрозы, а последняя попытка балканских христиан остановить ее завершилась поражением в битве на Косовом поле восемнадцатью годами позже…
Димитр Милчев. Источник
На заглавной картине изображен Лала Шахин во время битвы при Черномене