Казанлыкская гробница
75 лет назад — 19 апреля 1944 года солдаты рывшие окопы в северо-восточной части города Казанлык случайно обнаружили знаменитую Казанлыкскую гробницу – захоронение тракийских царей.
Кирпичная круглокупольная гробница, которая является частью некрополя, расположенного вблизи от древней столицы Одрисского царства — Севтополиса. Датируется концом IV – началом III века до нашей эры.
Гробница принадлежала тракийскому правителю Ройгосу. Открыта была случайно под могильным курганом, выглядевшем как естественная вершина природного холма. Высота его была около 7 метров, диаметр у основания – около 40 метров. Копавшие окопы солдаты наткнулись на каменную стену. Любопытство заставило их пробить ее, после чего они проникли в низкий и узкий коридор, а оттуда – в круглое сводчатое помещение. Осознав, что открыли нечто важное, солдаты вызвали археолога и он подтвердил их предположения. Так был открыт замечательный памятник ранней эллинистической эпохи в Болгарии, входящий сегодня в Сто национальных туристических объектов страны.
Подобные купольные гробницы были открыты в Тракии, Малой Азии и на юге России. В основе ее погребальная камера с куполом в форме колокола и коридор (дромос) к ней. Гробница покрыта каменной оболочкой, от которой перед входом отделяются две параллельные стены, образующие прямоугольное преддверие длиной 2,6 метра и шириной 1,84 метра. Гробница построена из кирпичей, которые в дромосе имеют прямоугольную форму, а в купольном помещении – трапециевидную. Последние служили для сооружения помещений, круглых в плане. Кирпичи в гробницы соединены раствором в состав которого входила известь и песок.
В камере были обнаружены останки мужчины и женщины, в коридоре – конские кости. В кургане были обнаружены керамические и обрядовые сосуды, а также части золотых украшений. Поскольку в самой камере было найдено только незначительное число предметов, считается, что она была ограблена еще в древности. Некоторые предметы (40 золотых пуговиц, 3 глиняных розетки) являются образцом высоко развитого ювелирного искусства у тракийцев того времени. При исследовании кургана были обнаружены остатки двух жертвенных костров со следами жертвоприношения. В кургане был обнаружен и искусно изготовленный кувшин из тонкого серебряного листа. Его горлышко украшено позолоченным пояском из тонко выгравированных лавровых листьев.
После просеивания толстого слоя пыли, покрывавшего пол гробницы, были найдены: несколько маленьких круглых, позолоченных монист из глины; железные части уздечки; железный наконечник копья; сильно проржавевший и разломанный на куски кривой нож, три маленькие восьмилистные розетки из глины, окрашенные в белый цвет с цветочными тычинками, окрашенными в небесно-голубой; глиняная розетка с 28 лепестками и позолоченной лицевой стороной; маленькое золотое кольцо; 140 мелких золотых полусферических «пуговиц», к вогнутой стороне которых прикреплена маленькая золотая спираль; узкие злотые ленточки, скрученные в спирали.
«Пуговицы» и ленточки, вероятно были пришиты к какой-то ткани. Предполагается, что они находились на одежде покойников, а розетки – из диадемы тракийки.
Всемирную известность гробница приобрела из-за уникальных фресок в коридоре и купольном помещении – одних из лучше всего сохранившихся античных фресок ранней эллинистической эпохи. Стены дромоса и погребальной камеры украшены изображениями общей площадью около 40 квадратных метров, показывающей отдельные моменты земной, военной и загробной жизни тракийского вождя, похороненного в гробнице.
Художник Кодзимасис Хрестос, известный в античной истории, работал с четырьмя основными цветами: черным, красным, желтым и белым. Использовались две техники: «мокрая фреска» при декоративной и фигуральной живописи и темпера при окрашивании пола и стен. Использовалась и энкаустическая техника, при которой штукатурка приобретает почти зеркальный блеск.
Украшение стен напоминающее фасад богатой постройки, облицовано мраморными плитами и оканчивается архитектурными деталями. В преддверии стены оштукатурены глиной. На фризе на восточной стене дромоса изображены пешие и конные воины. Сцена воспроизводит столкновение двух неприятельских армий. Центральное место занимают два воина друг против друга. Один из них облачен в красный хитон, на голове его – желтый шлем. Он обут в красную обувь с заостренными носами. Другой, стоящий напротив него одет в синий короткий хитон и светло-синюю накидку. На голове у него шлем цвета охры. В руках оба держат по одному кривому ножу и по два длинных копья. Вокруг них расположены другие пешие и конные воины.
В центре фриза на западной стене представлена картина, схожая с изображением на фризе восточной стены. Здесь, однако, один из воинов преклонил перед другим колено. По мнению Ивана Венедикова в дромосе изображено историческое событие, связанное с жизнью погребенного правителя, а Иван Маразов считает, что это мифологическая сцена, представляющая воинскую доблесть погребенного.
В купольном помещении (погребальной камере) находится широкий фриз, на котором находится большая многофигурная композиция, изображающая «Погребальное угощение». В центре главного фриза купола напротив низкого прямоугольного входа изображены фигуры мужчины и женщины, супружеской пары, сидящих около стола с едой, а вокруг них прислужники подносящие дары. Мужчина представлен в торжественной спокойной позе, сидящим на пестрой подушке. Волосы его темные, спускающиеся длинными кудрями на плечи, на его голове – лавровый венок. Женщина сидит возле него в кресле. Волосы ее также темные и слегка волнистые.
Вокруг главных фигур изображены еще много женщин и мужчин. Некоторые из них – прислужники, конюхи, музыканты. Значительно более высокая фигура с подносом, на котором видны гранаты, вероятно, является богиней-матерью (по типу Деметры), которая встречает умерших в подземном царстве. Очень реалистично изображена сцена погребального угощения с шествием. По мнению Людмилы Живковой, сплетенные руки супругов воплощают идею прощания и отделения от мертвых, а по мнению Ивана Маразова они являются знаком брачного ритуала, священного брака с богиней-дочерью (по типу Персефоны) в загробной жизни. С искупительным мастерством представлена колесница, колесничий и кони, как часть погребального (или свадебного) шествия. В шествии также участвуют музыканты, играющие на трубах. Представлены и два коня в богатом убранстве, вероятно – собственность покойных и еще четыре пышно украшенных коня. Самая высокая часть купола над карнизом разделена на три поля. В каждом из них изображена мчащаяся вихрем конница.
Геродот пишет:
«…Погребальные обряды богатых тракийцев вот какие. Тело покойника выставляют на три дня. При этом закалывают жертвенных животных всякого рода и после погребальных воплей устраивают тризну. Затем тело сжигают или иным способом предают земле и, насыпав курган, устраивают различные состязания. Высшие награды назначаются за единоборство, смотря по важности состязания…»
В 1946 году вокруг гробницы была сооружена специальная защитная постройка, перестроенная в 1960. В 1961 она была оборудована специальной климатической системой, обеспечивающей условия, необходимые для сохранения фресок. В 1966 году ЮНЕСКО создало международную комиссию с целью комплексной проверки состояния фресок. В 1979 году гробница была включена в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
С целью сохранения фресок доступ в Казанлыкскую гробницу строго ограничен. Для туристов недалеко от нее по проекту архитектора Младена Панчева построена ее точная копия. Роспись стен воссоздали художники: профессор Любен Прашков, Златка Кожухарова и Слави Войков.
молодцы какие — для туристов сделать копию
а гробница с фресками — прямо удивительно, сколь много сохранилось
да, согласен