Мария Шутич – единственная женщина Летучей четы
Запиши что сегодня, 27 апреля к нашей чете присоединилась и супруга Ивана Шутича, Мария Ангелова, родом наша — болгарка, имя которой останется в истории…
— так обратился воевода Георгий Бенковский к Захарию Стоянову, когда Мария решила отправиться с Летучим отрядом.
Мария Иванова Ангелова (Шутич или Сутич – фамилия первого мужа) родилась в городе Пазарджик в семье абаджии (портного — прим.перевод.) Ангела хаджи Петкова. Ее мать звали Елена, а саму Марию, кроме «официального» имени часто называли Йонка, Ньонка, Нонка и Нона. Семья жила в махале (квартале—прим.перевод) Вароша, поблизости от церкви «Святой Богородицы». В детстве Мария училась в местной школе у учителя Илии Икономова из Казанлыка, получившего образование в России.
Сведения о дате рождения Марии противоречивы. В семейных регистрах общины (муниципалитета) Пловдива от 1926 года записано, что «Нонка Димитрова Овчарова (Мария) рождена 25 мая 1859 года в городе Татар Пазарджик». В свидетельстве о смерти № 1850 от 14 декабря 1932 года, хранящемся в архиве общины Пловдива, указан ее возраст – 75 лет (т.е. год ее рождения определяется как 1857). В своих «Записках о болгарских восстаниях», описывая события 1876 года Захарий Стоянов пишет о ней «молодая женщина 17-18 лет родом из Татар Пазарджика». То есть год рождения Марии — 1859 или 1858.
Еще подростком Марию взяли помощницей по хозяйству в семью Георгия Консулова на станцию Белово.
Братья Георгий и Стефан Консуловы были видными пазарджикскими торговцами и предпринимателями, а после Освобождения в 1878тгоду Стефан даже стал кметом (мэром—прим.перевод) Пазарджика. В Белово Мария познакомилась с Иваном Шутичем (Сутичем), далматинец из Дубровника (Хорватия), который вместе с другими далматинцами работал на строительстве железной дороги. Они поженились и поселились в Белово, где образовалась целая колония железнодорожных рабочих разных национальностей.
В апреле 1876 года объезжая села Пазарджикской околии Летучая конная чета под предводительством Георгия Бенковского прибыла в Белово. После торжественной встречи отряда перед домом священника Михаила Радулова – председателя местного революционного комитета, Бенковский и несколько его ближайших сподвижников были приглашены га завтрак в дом Ивана Шутича. Сам Иван и его жена решили присоединиться к чете. Тогда Бенковский и сказал Захарию Стоянову те слова, с которых мы начали свой рассказ.
Мария была единственной женщиной в отряде. Вот как описывает Захарий Стоянов то, как она делила с мужчинами все тяготы и лишения походной жизни в Тетевенских горах:
Наша героиня, госпожа Йонка, голоса которой доселе не было слышно, а белое лицо за два дня стало походить на лицо мертвеца, была женщина запасливая; оказывается она еще в Петриче отложила в свои сдельные сумы два-три каравая хлеба и пол оки сирене (ока — османская мера веса, равная 1,2828 кг. сирене – брынза— прим.перевод.) на черный день. Но теперь, когда нам вскоре предстояло угощение в виде теплого свежего хлеба и сочной бараньей лопатки, она решила, что незачем возить с собой сухие корки и маленькой ручкой своей принялась раздавать дружинникам эти припасы словно просфору в церкви. И это доброе дело зачтется госпоже Йонке…
Во время сражения у села Липян, Мария вместе с несколькими другими четниками – болгарами и далматинцами была схвачена турками. Вместе с мужем ее отправили в Софию, где они провели три месяца в мрачных камерах «Черной джамии». Арестованных подвергали пыткам и многочисленным издевательствам. В числе прочего их пытались вынудить принять ислам. Мария устояла.
В результате заступничества иностранных консулов и по причине иностранного подданства Ивана Шутича, Мария и ее вышли на свободу.
Вскоре после Освобождения в 1878 году Иван Шутич умер. Оставшаяся без средств к существованию вдова подала в Народное собрание прошение о назначении ей пенсии. Однако, ее просьба, как и просьбы многих других участников Апрельского восстания, была отклонена. Позже, после изменения закона о добровольцах, ей была назначена небольшая пенсия.
В 1907 году Мария вышла замуж за вдовца Димитра Овчарова, начальника почты в пловдивском квартале «Кършияка». Своих детей у них не было, и она усыновила двух младших детей своего второго мужа – сына Бориса и дочь Мару.
Мария Овчарова (Шутич) умерла 14 декабря 1932 года, забытая властями, разделив судьбу многих других героев Апрельского восстания.
В 2006 году по инициативе Пазарджикского Регионального исторического музея ее бюст, изготовленный скульптором Спасом Киричевым, был установлен на аллее деятелей национального возрождения в Пазарджике.
Пенка Николова – главный смотритель Пазарджикского Регионального исторического музея.