Георгиев день
Много различных святых присутствует в болгарской традиции, но Святой Георгий Победоносец – один из наиболее почитаемых. Он был римским воином, полководцем и мучеником, а согласно одного из эпизодов его жития, проявил себя как змееборец, что нашло отражение в христианской иконографии.
В традиционном плане Георгиев день (Георгьевден, Георгиевден) особенно важный для болгар праздник. С него начинается новый земледельческий год, и он знаменует возрождение природы. В текстах некоторых народных песен Георгиев день представляется более личным, более красивым праздником, чем даже Великден. И если Великден определен как «червен» (красный) – из-за красных яиц, то Георгиев день всегда «зеленый», потому что в этот день все зеленеет.
В народном представлении год делится на две части – лето от Георгиева дня до Димитрова дня и зима от Димитрова до Георгиева. Это объясняет почему таким долгожданным является весенний праздник Георгиев день, который «ведет» с собой лето – время тепла, плодородия и богатого урожая. Во многих местах не только Болгарии, а всего Балканского полуострова Святых Георгия и Димитра считают братьями, которых год разделил между собой. На Димитров день, называемый еще «разпус», работников распускают по домам, а новых пастухов, подмастерьев и других стараются нанимать именно в Георгиев день, после которого закипает усиленная работа.
Святой Георгий связан с пастухами, стадами, полями и будущим урожаем. В одной из песен Ихтиманского региона поется о том, как он обходит поля, проверяя, в каком они состоянии.
Леле, Герги, свети Герге,
Рано ранил свети Герги,
Рано ранил, коня справил,
Назобил го зоб пшеница.
Напоил го руйно вино,
Па отиде да обиде
Синорите, екинете.
Кога натам весел ойде,
Ка се върне сърдит дойде.
Никой не смее да го пита,
Попита го стара майка:
— Леле, Герге, свети Герге,
Та що сърдит дошъл,
Весел ойде, сърдит дойде?
Свети Герги отговаря:
— Леле мале, мила мале,
Ка да не съм сърдит дошъл –
Есенници не братиле,
Пролетници не никнале!
Я майка му отговаря:
— Леле, Герги, свети Герги
И това ли да те уча –
Удри гергьовски гърмове
И спасовски ситни дъждове.
Есенници ще да братят,
Пролетници ще да никнат!
Герги си майка послуша,
Удри гергьовски гърмове
И спасовски ситни дъждове.
Рано рани свети герги,
Рано рани, коня справи,
Сърдит ойде, весел дойде!
Эх, Георгий, святой Георгй,
Рано встал святой Георгий,
Рано встал, коня приготовил,
Накормил его пшеницей,
Напоил его лучшим вином,
Отправился посмотреть
Поля, посевы.
Когда уехал туда был весел.
Как вернулся был сердит.
Никто не смел его спрашивать.
Спросила его стара мать:
— Эй, Георгий, святой Георгий,
Почему ты сердитый пришел,
Веселый ушел, сердитый пришел?
Святой Георгий отвечал:
— Эх мамочка, милая мамочка,
Как же мне не прийти сердитым –
Есенници (озимые) – не выросли,
Пролетници (зерновые, которые сажают весной) не проросли!
Мать ему отвечала:
— Эх Георгий, святой Георгий.
Тебя ли этому учить –
Ударь георгиевскими громами
И спасовскими мелкими дождями
Есенници будут расти,
Пролетници прорастут!
Георгий свою мать послушал,
Ударил георгиевскими громами
И спасовскими мелкими дождями.
Рано встал святой Георгий,
Рано встал, коня приготовил,
Сердитым ушел, веселым пришел!
Мать учит святого Георгия «ударить громами и дождями», потому что раньше верили, что, если на Георгиев день идет дождь, это обеспечивает плодородие. Народ считал, что каждая капля дождя в этот день – как золотая монета. Верили также, что, если идет дождь, каждый должен искупаться под ним и умыть глаза этой дождевой водой, поскольку она считалась целебной.
На Георгиев день до восхода солнца девушки собирали росу с тополей, умывали ей лица и мыли волосы. По росе также ходили или люди ложились в траву, чтобы получить здоровье и избавиться от болей в спине, а также чтобы не подхватить чесотку, а бездетные женщины – чтобы забеременеть. В Сливенском регионе росу использовали против родинок. В день праздника перед рассветом, пока роса не «упала», девушки, у которых были родинки «умывались чечевицей» — прикасались лицом к покрытым росой стеблям чечевицы, чтобы родинки исчезли.
Рано утром будят детей слегка ударяя по одеялу зеленой веткой или прыская водой. За водой идут также рано утром и несут ее в медном ведерке. Этой водой самая старшая женщина при помощи букетика окропляет всех членов семьи, а также дом, кошару, ясли с животными и т.д. это сопровождается песней, изображающей диалог со святым:
— Хубав Георги, мили Георги,
Кой ти рече, та да дойдешь?
Отговаря хубав Георги:
— Мене рече ден Великден:
«Цветен Георги, мили Георги!
Скоро по мен ти да дойдеш,
А по тебе шума, трева,
По тревата овчари,
По овчари сиво стадо».
— Красивый Георгий, милый Георгий,
Кто тебе сказал прийти?
Отвечает красивый Георгий:
— Мне сказал день Великден:
«Цветной Георгий, милый Георгий!
Вскоре за мной ты придешь,
А за тобой лес, трава,
За травой пастухи,
За пастухами серое стадо»
Другой вариант – член семьи, проснувшийся раньше всех, набирает крапиву и легко шлепает всех остальных по ногам, чтобы в этом году зло их не настигло.
Молодые женщины и дети собирают растения: гергьовденче (калужница болотная), здравец (вид герани), крапиву и чеснок. Из них плетут венки, которыми украшают ягнят и ведро для первой дойки молока. В день перед праздником украшают двери домов (а особенно – яслей и кошар) «зелениной» — ореховыми, буковыми или сливовыми ветками, крапивой, боярышником, к которым добавляют гергьовденче или здравец. Холостяки украшают зелениной ворота дворов, где живут девушки, которые им нравятся, а девушки делают букеты и венки себе на голову.
В некоторых регионах верили, что рано утром в Георгиев день целебные травы имеют максимальную силу. Если в доме есть больной, непременно нужно собрать траву «рука богородицы» (фиалковый корень), с которой совершают магические действия. В «тайную ночь» взрослая женщина, у которой в жизни был только один мужчина, раздевается догола и варит траву вместе с другими волшебными травами. Этим отваром больного нужно поить 40 дней каждое утро, и он поправится.
Для праздника готовят специальный обрядовый хлеб, используя «цветковую воду», в которой замачивают молочай, гергьовденче и здравец. При замешивании остатки квашни отскребают серебряной монетой. Обязательно делают хлеб, называемый «кошарка» или «овчарник», на которой изображают, пастуха, овец, кошару, пастуший посох. Кроме людей обрядовым хлебом угощают и овец.
Рано утром на Георгиев день совершают ритуальный вывод животных на первое зеленое пастбище. При этом стадо подгоняют зеленой веткой, чаще всего – вербы.
До Георгиева дня не положено есть молоко и сирене(брынзу), так как молоко не было благословлено святым Георгием. Поэтому очень важным моментом праздника является ритуальная дойка овцы, у которой в этом году первой появились ягнята или той, которая первой вышла из кошары. Ее украшают венком из ежевики, боярышника, здравеца и крапивы, перевязанных красной (или красной и белой) нитью, а доить ее должна молодая женщина в детородном возрасте. Она делает это через кольцо, венок или хлеб в форме бублика. На ведерко, в которое доится молоко, также кладут венок или букет из здравеца, базилика и цветов, связанных красной нитью.
Эта женщина первой отпивает свежее молоко, чтобы рождались ягнята женского пола. В некоторых местах часть этого первого молока выливают в реку, чтобы «молоко текло рекой». По поверью, в Геогриевден днем нельзя спать, чтобы не «забрать сны у ягнят» и чтобы не быть ленивым в течение года.
Центральное место в ритуалах на Георгиев день занимает закалывание ягненка (обязательно мужского пола) для курбана (ритуальной трапезы). Обряд требует украсить его голову венком из цветов, прутьев шелковицы, груши или яблони, перевитый красной нитью. В прошлом изготовление венка сопровождалось песнями и танцами.
Оставшуюся кровь собирали в сосуд, украшенный «зелениной» и этот сосуд зарывали в землю на «чистом месте», где не ступала нога человека. В некоторых селах Южной Болгарии ягненка резали под плодовым деревом и кровь должна была впитаться в землю. В Западной Болгарии обряд совершался возле реки, чтобы кровь стекла в воду, в придунайских селах кровь выливали в Дунай, чтобы «молоко текло как река». Кости ягненка также могли бросать в реку, но чаще закапывали в поле или в муравейник – чтобы «овцы множились как муравьи». Одну специальную косточку женщины сохраняли и использовали для изготовления «просфоры» — печати, которой украшали обрядовый хлеб. Эта косточка использовалась и для лечения больного горла у детей. Ее нагревали и кололи ей больное место. Считалось, что после этого боль проходит.
Обычно ягненка целиком запекали в печи, а затем несли в церковь, чтобы освятить. После этого организовали общее для всех односельчан угощение где-нибудь за пределами села – в поле или на лугу. На эту трапезу приносили запеченных ягнят, обрядовый хлеб, свежее молоко и сделанное из него сирене, сквашенное молоко и фляги с вином. Священник кадил на трапезу ладаном. Все собравшиеся должны были получить отпущение грехов, прежде чем приступить к трапезе. Во время трапезы, как и весь день царит веселье и танцуют хоро.
К рогу ягненка привязывали свечу, а священник или самый старший мужчина в семье троекратно окуривал его ладаном. В других местах священник читал молитву и ягненка кормили травой, отрубями и солью, а иногда и хлебом. Чаще всего для ритуала брали первого ягненка мужского пола, родившегося в этом году. Ягненка резали на специальном обрядовом месте возле очага или у восточной стены дома, чтобы его кровь забрызгала стену. Кровью жертвенного ягненка также мазали щеки детей («на здоровье», дверные пороги и углы комнат.
В некоторых местах существует интересный обычай для молодоженов, сыгравших свадьбу в период с прошлого Георгиева дня до нынешнего. Все берут понемногу свежего сирене и бросают в молодоженов, а дети собирают это сирене и едят. Это ритуал пожелания молодым быть друг для друга «сладкими как свежее сирене», а молодой жене кроме того иметь много детей.
На Георгиев день молодежь делает качели — их привязывают на высокое дерево, на котром уже зазеленели листья, и юноши качают девушек. Обычай носит предбрачную символику — во время него исполняются песни с любовными текстами, а также припевки, в которые вплетаются имена юноши и девушки, нравящихся друг другу.
В некоторых местах на зазеленевшие деревья вешают весы, на которых люди ритуально взвешиваются, чтобы быть здоровыми в течение года.
Интересно, что качели делают и болгарские мусульмане (турки, болгары-мусульмане и цыгане) , чей весенний праздник Хъдърлез (Хъдрелез, Едрелез и др), совпадает с Георгиевым днем. В этот день, подобно христианам на Пасху, мусульмане красят яйца, кое-где девушки невесты обмениваются ими.
Другие гадают на букетах и кольцах, подобно тому, как это происходит в Еньовден и Васильовден. По поверью, до какого места достигнет голос поющей девушки, до туда посевы будут защищены от града. Существует и обычай закапывать в этот день в землю Великденское красное яйцо, чтобы поле было плодородным. Также его могут положить в ясли или кошару для плодородия скота.
В наши дни Герогиев день отмечается и как День храбрости и Праздник Болгарской армии. Официально этот праздник учрежден князем Александром I Баттенбергом в 1880 году и отмечается военным парадом.
По материалам «Большой книги болгарских праздников и обычаев»