Братья Петаковы — гениальные фальшивомонетчики Пиринского края
Эта заметка была опубликована на сайте в Blitz.bg около десяти лет назад, в 2009. Мне она показалась любопытной, тем более, что затрагивает два интересующих меня вопроса –город Банско и преступность. Правда, пришлось немного отредактировать текст и снабдить некоторыми комментариями.
Около 85 лет назад три брата из Банско, Димитр, Иван и Александр Петаковы, начали изготовлять фальшивые монеты с ликом царя Бориса III. К делу привлекли некоего Брегова из соседнего села Баня. Четвертый брат — Георгий, который был бондарем, а также сестра Мария в состав преступной группы не входили.
Братья были одними из первых фальшивомонетчиков в Царстве. Blitz.bg пишет, что «Современные им конкуренты, использовавшие самую современную технику, могли есть репу» (идиоматическое выражение, означающее примерно то же, что у нас «курить в стороне»). Правда, издание не уточняет, чем именно братья так превосходили конкурентов, вероятно качеством продукции (примечание мое).
В далеком 1933 году братья узнали, что в Банско есть пять сломанных прессов и в головах у них сложился дерзкий для того времени план. Петаковы были отличными слесарями и механиками и смогли из частей сломанных прессов собрать один рабочий, изготовить матрицу и начали штамповать серебряные монеты. Поскольку закон в то время предусматривал за их преступное деяние только один приговор — смертную казнь, братья решили «подстраховаться».
Монеты того времени имели на ребре надпись: «Боже храни Болгарию». Петаковы добавили к этим словам «и нас». Таким образом, понять, что монеты фальшивые, мог с первого взгляда любой умеющий читать. Однако, в то время большинство населения было неграмотно. Этот элементарный, но гениальный ход позже сохранил им головы.
В материале не объясняется, в чем состояла гениальность хода и как именно он спас им жизнь. Можно предположить, что по законам того времени монета, которую легко можно было отличить от настоящей, не считалась фальшивой, а была чем-то вроде нынешних «сувенирных» или «игровых денег». Соответственно, наказание за изготовление таких «сувениров» могло быть менее суровым. Но это только предположение (примечание мое).
Когда братья запустили серийное производство фальшивых монет, их отец Костадин работал на лесопилке в симитлийском селе Сушица. Александр и Иван отправились помогать ему, а Димитр оставался в Банско.
Однажды жена Александра – Катерина проболталась соседке о тайном занятии своего мужа и его братьев. Так преступление было раскрыто. Первым в Банско был арестован Димитр, который успел отправить курьера с предупреждением к братьям в Сушицу, но царской полиции удалось арестовать и их. Все трое были заключены в Неврокопскую тюрьму.
За братьев — фальшивомонетчиков перед царем Борисом III заступился Йонко Вапцаров (отец будущего знаменитого поэта-революционера Николы Вапцарова). Бай Йонко часто сопровождал царя во время его охотничьих поездок по Пирину и во время одной из них ходатайствовал перед монархом о смягчении наказания братьям Петаковым.
Александр Петаков отказался просить у царя помилования, и, уже почти отсидев свой срок, в 1937 году при рождении престолонаследника Симеона был амнистирован и освобожден, как и большинство уголовных преступников.
В материале не говорится, какие именно приговоры получили братья-фальшивомонетчики, но учитывая, что «в 1937 году Александр почти отсидел свой срок», а посадили его в 1933, похоже, они не были слишком суровы (примечание мое).
После выхода из тюрьмы три брата пошли разными дорогами. Интересна судьба Александра, одного из главных организаторов «дела». Не простив предательства своей супруги Катерины, он развелся с ней и вместе с Иваном переселился в Сушицу, где они продолжали работать на лесопилке с отцом. Там Александр познакомился с вдовой Невеной Петачкой и зажил с ней. Общих детей у них не было, но Александр усыновил и воспитывал, как родных, двоих детей Невены – Виолету и Стояна. На память от царской тюрьмы ему осталась астма, которая сопутствовала ему до конца жизни.
На новом месте Александр, которого односельчане прозвали Санде Петако, полностью раскрыл свой технический талант. Он ремонтировал замки и часы, и не было механизма, который бы ему не поддался. Кроме того, он был очень начитан и даже знал наизусть всю Библию. Но самой большой его страстью были ружья — он ремонтировал их и даже делал сам, приобретая только заготовки для стволов. Санде и сам был заядлым охотником, всегда ходил с ружьем на плече.
Каждый год он ездил на Пловдивскую ярмарку, чтобы не отставать от технического прогресса. Он разводил пчел и был первым фотографом в районе. Поскольку в селе не было электричества, он печатал снимки, используя солнечный свет, проникавший сквозь окна. Он также при помощи щипцов удалял односельчанам больные зубы. Плату за эти услуги брал натурой. Он говорил: удаление зуба обойдется в литр ракии, килограмм масла и кусок сала как голова Добрана. Так звали его собаку, и по иронии судьбы Петаков умер из-за нее.
21 июня 1977 года Санде Петако осматривал свою пасеку из сотни ульев в местности Осиковец. Его собака случайно перевернула улей. Мастер бросился спасать пса и, поскольку не было времени надеть маску, получил множество укусов. В возрасте 67 лет он умер от аллергического шока.
На его могиле его друг Спиро Гатерджия написал: «здесь лежит Александр Петаков из Банско». В той же могиле похоронен и его брат Иван, который также провел остаток жизни в Сушице. Умер и третий брат, участвовавший в «деле» — Димитр. У него были два сына — Иван и Георгий, которые унаследовали технические таланты отца, работали инженерами на заводе телефонной аппаратуры в Банско. Георгий также отличный мастер по дереву, он до сих пор (написано в 2009 году) делает красивую мебель.
Братья Петаковы кроме изготовления фальшивых денег, вероятно, имели и «оружейный бизнес». Во дворе дома Димитра его сыновья до сих пор часто откапывают (написано в 2009 году) старые патроны и части ружей…