Питка (лепешка) с медом против чумы
как боролись с болезнями в прошлом.
Чаще всего лечение было связано с изгнанием нечистой силы.
Каковы были, согласно болгарским народным верованиям, причины появления болезней? Как болезни отобразились в традиционной культуре?
В старину считалось, что болезнь – результат нарушения социокультурных норм и сверхъестественного вмешательства, говорит профессор Албена Георгиева, заместитель директора Института этнологии и фольклористики Болгарской Академии наук.
В прошлом люди представляли, что болезнь – некий вид вмешательства потусторонних сил, злых духов, нечистой силы. Даже представляли их в виде существ определенного вида, которые посещают мир людей, пакостят, иногда даже проникают в самих людей и должны быть изгнаны. Чаще всего лечение заключалось в обрядах изгнания этих существ, очищения человека.
Люди считали, что болеют, когда преступали некий запрет и входили в нечистое, запрещенное пространство…
– поясняет исследователь и приводит примеры обрядовых практик, связанных с болезнями.
Например, человек может нарушить трапезу самодив и те его «оградисват» – его словно охватывает паралич, как наказание за то, что он вторгся в запрещенное, сакральное пространство, принадлежащее потусторонним силам. Или пройдет через другой вид нечистого пространства – владения таласымов (упырей), где есть убитые люди, не погребенные по христианскому обычаю (например в лесу), где бродят вампиры… То есть всегда речь идет о проникновении в чуждое пространство, пересечении неких границ.
Современное понятие стресса не было известно в прошлом, поэтому речь всегда шла об отходе от человеческого, от «того, что обычно, что предписано нормой».
В текстах, связанных, например, с чумой, ясно видно, что в борьбе против нее принимались не столько гигиенические, сколько ритуальные меры — попытки умилостивить или прогнать болезнь.
Ее представляли в виде старой, страшной женщины, хотя иногда в образе молодой красивой девушки – она могла принимать различные обличья, включая и животных. Люди пытались сделать так, чтобы болезнь прошла мягче, легче или вообще отправилась в пределы своего пространства, не затронув людей
Старик, например, рассказывал, как во времена османского владычества его бабушка из района Радневско боролась с чумой – пыталась отогнать ее по-хорошему.
И она решила, что нужно прогнать чуму от села, но нужно действовать осторожно и не злобно. Испекла лепешку, намазала ее медом и отнесла на перекресток дорог в соседнее село, как бы приглашая чуму уйти. И тогда действительно чума ушла.
Многие бежали в лес – то есть в необжитое пространство, предполагая, что оно не заражено. Там люди скрывались некоторое время, затем основывали на «чистом месте» поселения. Очень часто рассказывают «село было не здесь, но при эпидемии чумы переместилось.
— В прошлом применялся еще один интересный обряд, связанный с представлением о круге, как о магическом символе – так называемое «заораване» села. – рассказывает профессор Георгиева.
Обыкновенно обряд совершался в полночь двумя братьями-близнецами. Братья запрягали в плуг двух волов (также близнецов) и, раздевшись догола и соблюдая обрядное молчание, три раза проводили борозду вокруг села, так чтобы получился замкнутый круг. Верили, что этот магический круг «нарисованный» вокруг села предохранит его от проникновения нечистой силы, в том числе и болезней. Обычно этот ритуал практиковали при эпидемиях.
Естественно, эти староболгарские методы борьбы с эпидемиями малоприменимы сегодня. Поэтому, не нужно выносить на перекресток лепешку с медом или раздевшись догола угонять у фермера трактор, чтобы пропахать магический круг вокруг Москвы вдоль МКАД… Соблюдайте правила гигиены и рекомендации врачей, режим самоизоляции. И боритесь со стрессом – поднимая настроение себе и близким. Будьте здоровы!
Полностью интервью профессора Албены Георгиевой вы можете прослушать (правда, на болгарском языке) ЗДЕСЬ
Заглавное фото — маскарадные игры как часть традиционной обрядовой культуры выражают характерные верования прошлого.