Великден (Пасха)
Праздник Великден (Пасха, Воскрешение Христово) возможно самый любимый и долгожданный день в болгарском фольклорном календаре. Его символический смысл связан с победой жизни над смертью, отделением от устаревшего и минувшего и надеждой на счастливое будущее. Не случайно, праздник хотя и подвижен, всегда выпадает на разгар весны, когда жизнь в полную силу расцветает после долгой зимы. Прихода этого дня с трепетом ждут и стар и млад. В этот день заканчивается Великий пост — самый долгий и строгий пост в году, приходит время изобильных трапез, походов в гости к родным и близким, всенародного веселья и праздничных хоро.
Празднику предшествует так называемая Страстная неделя, во время которой согласно евангелия продолжались страдания Иисуса Христа. Особое место в ней занимает Великий четверг, когда состоялась Тайная вечеря, Иисус был предан Иудой Искариотом за 30 сребреников, а позже схвачен римскими стражниками. В народной традиции в этот день красят пасхальные яйца, которые являются одним из символов праздника, о чем говорит и одна из народных песен, записанная фольклористом Василом Стоиным:
Зелена равна морава,
заман ми бъде зелена
като през празна неделя
и Великата събота!
Пофалил ми са Великден,
с червени яйца Великден,
Гергьовден с вакли агънца,
Петровден с крехи пиленца.
По традиции, яйца красят до рассвета, чтобы солнце «могло увидеть красные яйца» сразу же как только появится на небосклоне. Яйца предварительно должны быть хорошо вымыты и сварены «вкрутую». В прошлом, в богатом сельском доме могли красить до 500-600 яиц, чтобы их хватило до праздника Спасовден, а также чтобы их хватило всем домашним, родственникам, гостям, сиротам и путникам, проходящим чрез село. Использовались краски естественного происхождения. Для красного цвета использовали ореган (душицу обыкновенную), который специально для этого собирали на Еньовден. Позже использовали и готовые покупные краски. Зеленый цвет получали при помощи крапивы, оранжевый – сумаха дубильного, а желтый – листьев грецкого ореха, шелухи репчатого лука или яблочной кожуры.
По обычаю сам процесс окрашивания яиц имел характер таинства. Занималась этим самая старшая женщина в доме при помощи других взрослых женщин семьи. Всех остальных «изгоняли» из комнаты и даже иногда двери запирали изнутри, чтобы никто не мог войти, пока яйца не «переполовятся», то есть пока большая их часть не будет покрашена.
Прежде чем начать, хозяйка зажигала свечу и троекратно крестилась со словами:
Дай, Боже, догодина пак да посрещаме червено яйце» (Дай Бог нам в следующем году встретить красное яйцо!)
Затем свечу ставили перед домашней иконой и «червение» начиналось. Первое яйцо обязательно окрашивали красным и откладывали в сторону, поскольку оно играло особую ритуальную роль. Им хозяйка будет тереть щеки детям, девушкам и молодым женщинам, благословляя их:
Да си бяла и червена като туй червено яйце! (Будь белой и красной, как это красное яйцо!)
Верили, что после этого благословения они будут здоровы, красивы, веселы и защищены, от сглаза, магии и любого зла.
О влиянии красного пасхального яйца на женскую красоту говорят народные песни. В одной из них восхищенный парень спрашивает девушку, почему она такая красивая, белая и красная – «дали е слагала бело белило и цариградско червило», а та объясняет:
На личен ден съм родена,
На личен ден, Великден.
Кога ме мама раждала,
В червено е яйце гледала,
С червено яйце ми е баяла.
Затуй съи толкоз хубава:
Бяла-червена на лице.
После этого первое красное яйцо относят к домашней иконе и ставят на место прошлогоднего. По старому яйцу гадают на удачу. Если оно полностью сохранилось, год будет хорошим и плодородным, если, однако, яйцо высохло или испортилось – это считается плохой приметой. По одному красному яйцу получает каждая девушка и молодая женщина в доме. Они должны спрятать яйцо за пазуху и хранить до Пасхи. Считается, что красные яйца имеют защитную силу в этот опасный период, когда по поверью змеи имеют привычку похищать девушек и невест – сюжет, который часто присутствует в великденских обрядовых песнях.
В некоторых местах красное пасхальное яйцо зарывают в поле — чтобы защитить посевы от града, где-то кладут в семена, предназначенные для посева — чтобы был богатый урожай. Иногда красное яйцо закладывают в фундамент строящегося дома — чтобы он был крепким и в нем жила удача.
Другой характерный обряд на Великий четверг – так называемое «обновление кваса». В прошлом, когда не были известны дрожжи, хлеб готовили при помощи так называемого кваса. Каждая хозяйка заботилась о том, чтобы всегда иметь под рукой квас, чтобы приготовить для семьи хлеб в будни и праздник, а также чтобы в доме было благополучие. Верили, что если кто-то украдет из дома квас, то он украдет и благополучие, удачу. В Великий четверг «обновляли» квас – получали новый, «молодой» квас на весь следующий год. Самая старшая в семье женщина замешивала немного теста, клала в него целебные травы и ставила в тепло, чтобы начался процесс ферментации. Этот квас хранили в течение года и использовали не только для приготовления хлеба, но и для лечения и магических обрядов. В некоторых местах, например в регионе Русе, подобный ритуал совершался в промежуток между Игнажден и Коледой.
Распятая (Великая) пятница возможно самый тяжелый и мрачный день в христианском календаре. В этот день нельзя ничего делать и нужно соблюдать строгий пост, поскольку верующие оплакивают смерть Спасителя. Есть обычай проходить под специальным столом, установленным в центре храма. Это символизирует смерть Иисуса и его схождение в ад. Некоторые верят, что этот ритуал приносит очищение от грехов и здоровье. После этого священник раздает всем веточки герани – символ новой жизни, которые каждый может отнести себе домой и посадить там. По поверью, со спуском Христа в преисподнюю и последующим его Воскрешением освобождаются души мертвых, которые ходят по земле среди нас до Спасова дня или Духова дня, когда снова возвращаются в свои могилы.
Единственная деятельность, разрешенная на Распятую пятницу – «писането» или «шаренето» (роспись) яиц, которые девушки и молодые женщины расписывают для воих самых близких и любимых людей. Так называемые «писани яйца» или «шарени перашки» украшают красивыми и сложными орнаментами. Есть гипотеза, что эти орнаменты могут скрывать своеобразный код – ключ к древним знаниям о вселенной. Как бы то ни было, женщины вкладывают в них огромную любовь и труд.
Известный этнограф Димитр Маринов пишет:
Во всякий штрих на расписном яйце девушка или невеста-художник кроме вещественного вкладывает и сердце свое, чувства свои, а во многих из этих завитков и веночков скрывается и некая огонь-слеза…Давние расписные яйца – сегодняшние любовные письма, если можно выразиться такими словами…
На сам Великден крашенные яйца несут в церковь и кладут перед иконами. С них начинают «отговявать» — впервые едят блюда, запрещенные во время поста. Любим в народе и обычай «боренето с яйца» — когда пасхальные яйца стукают друг об друга. Яйцо, которое окажется крепче других объявляют «борцом» («борак»). Считается, что его хозяин будет самым здоровым и удачливым весь год.
Неотъемлемой частью праздничной трапезы являются великденские обрядовые хлеба, украшенные белыми и красными яйцами и различными орнаментами. Некоторые из них оставляют дома, разламывают и делят между членами семьи, другие преподносят в дар крестным, кумовьям или молодым невестам.
В ХХ веке обрядовые хлеба были постепенно вытеснены козунаком, имеющим европейское происхождение, который теперь стал в Болгарии традиционной праздничной выпечкой. В нем также содержатся яйца, но не сверху, а внутри – в составе теста. Обязателен и запеченный великденский ягненок с традиционной дроб-сарма, приготовленной из потрохов ягненка с рисом и специями. С недавнего времени в меню включают и так называемый великденский салат – зеленый салат со свежим луком и редиской, и нарезанными вареными яйцами.
В прошлом обязательным элементом праздника были «великденские люлки» (качели). Особое значение ни имели для молодых людей, которым предстояло обзавестись семьей. Каждый юноша стремился покачать свою избранницу и так показать ей свои чувства. В это время другие девушки пели шуточные песни о двух влюбленных. Верили, что обрядовое качание защищает от похищения змеями и самодивами., а также от болезней, поэтому на качелях качались также дети и молодые невесты.
Другим важным моментом было великденское хоро, собиравшее и молодых, и старых на деревенской площади. Все одевали самые новые одежды, а девушки — самые красивые одежды, сделанные собственными руками. Так они показывали не только свою красоту, но и трудолюбие и мастерство. Исполнялись специальные обрядовые песни, в которых часто присутствовали мифические существа, такие как самодивы и змеи.
Сеяла е Яна
Две поля босилек,
Трето златурово.
Не чудет са Яна
Къ ги е сеяла;
Най са чудет Яна
Къ ги е поливала.
Имала е Яна
Орли побратими,
змея първо либе:
орли мъгли водят,
змея го полива.
И в прошлом, и в новом веке тысячи болгар стекались в храмы накануне Воскресенья Христова, чтобы присутствовать на полуночной праздничной службе, троекратно обойти храм и отнести себе домой свечи, зажженные от живого огня, доставленного из Иерусалима. Сохранилась до наших дней, и традиция ходить в гости к родным и близким и приносить с собой дары – расписные яйца и козунаки. Везде звучало праздничное приветствие «Христос Воскресе!», на которое по традиции отвечали «Воистину Воскресе!».
Пандемия внесла свои коррективы. Скорее всего праздничные службы в храмах пройдут за закрытыми дверьми, скорее всего не будет выступлений фольклорных коллективов и большинство людей не пойдет в гости. Но праздник, как символ победы жизни над смертью, несомненно сохранится.
По материалам «Большой книги болгарских праздников и обычаев»