Лазаровден
В предпоследнюю субботу перед праздником Великден (Пасха) христианская церковь праздничной литургией отмечает воскрешение Лазаря, а в традиционной болгарской культуре отмечается Лазаровден (Лазар, Лазарова събота или Лазарица) — один из важнейших весенних праздников.
Отмечается праздник своеобразным обрядом посвящения — лазаруванием. После участия в нем девушки могут вести себя как взрослые женщины: расчесывать свои волосы как взрослые, носить «косичник» — особенное украшение для головы, надевать вышитую рубашку, носить ожерелья, кольца и браслеты, носить на голове венок. После того, как они пройдут через лазаруване, девушки могут ходить на посиделки, могут влюбляться и к ним могут посвататься. Считается, что девушка, которая не лазарувала не может выйти замуж.
Подготовка к лазаруванию начинается довольно рано – еще посреди Великого поста. Девушки собираются, чтобы разучить особые песни и танцы, которые они узнают либо от девушки, которая уже была лазаркой, либо от опытной более взрослой женщины.
Для лазарувания девушки надевают специальную праздничную одежду. Во многих случаях она содержит и «невестинские» элементы, связанные с брачной обрядовой символикой и пожеланиями будущего семейного благополучия. В Восточной Тракии лазарки одеваются в новые костюмы невесты, а в Западной Болгарии, головы их украшают букетики «шелковой травы» (ковыль) и красивое павлинье перо.
В праздничный день дружина молодых девушек обходит дома и поет песни, о которых ещё в конце XIX века видный этнограф Димитр Маринов писал:
Эти песни составлены так, что имеется песня для каждого члена семейства, согласно его положения в этом семействе, а также и для всех крестьян в селе, согласно их общественному положению. Есть песни для женщины, для мужчины, для парня, для девушки, для ребенка, для невесты, для хозяина, для хозяйки, для пастуха, для пахаря и пр. Наконец, есть песни для кмета (мэра), для священника, для первенца (старейшины) и других, отличных от общества селян
Лазарские песни исполняют и для домашних животных, полей и садов, и даже для «трендафила» — розового куста. Поют обычно двумя группами – первая группа запевает одну строфу, другая ей «отпевает», т.е. отвечает.
Специфический вариант лазарувания встречается в Северо-восточной Болгарии. Там центральным обрядовым персонажем является так называемый «буенец», «боенец» или «боянец». Согласно Димитру Маринову, это девушка, которая
должна быть открытой, не стеснительной, а при этом и мъжкарица, т.е. иметь качества присущие парню: удалая, ловкая, сильная, бесстрашная…
Кроме того, обычай требует, чтобы «боенец» была из хорошей семьи, и ее родители дали свое согласие, чтобы она была ведущей хоро. Предпочтение отдается тем, кто живет в доме с двумя-тремя комнатами и широким двором. Очень важно, чтобы в жилище «боенца» была большая «кещя» (комната), где совершаются многие важные обряды. Для девушки большая честь если ее выберут «боенцем», потому что во время праздника и долго после него она будет окружена всеобщим почетом и уважением.
Все игры, танцы и песни, вместе взятые также называются «боенец» или «бояник». Этим же именем называют незамкнутое хоро, которое танцуют в Лазаровден.
«Буенецу» всегда сопутствует маленькая девочка, одетая как «булка» (невеста). «Буенец» и «булка» — главные обрядовые персонажи в дружине. После того как лазарки обойдут все дома, вечером на главной площади села происходит «битва буянцов», поскольку каждая махала (квартал) имеет свою дружину и своего «буянца». В обрядовом танце «буянцы» символически сражаются при помощи палок, украшенных полотенцами, которые называются «върбии».
Не только в Северо-восточной Болгарии, но и по всей стране, каждая махала старается иметь свою лазарскую дружину. Лазарки – дорогие и желанные гости в каждом доме. Болгары верят, что дом будет благословен после посещения лазарок. Однако, они не заходят в дом, где недавно умер человек, так как это по поверью может рассердить Святого Архангела Михаила и тот заберет душу одной из лазарок.
Когда лазарки обходят дома, хозяева в знак благодарности хозяева одаривают их, чаще всего яйцами, которые девушки будут раскрашивать на Пасху. В некоторых местах хозяйка встречает лазарок обрядовым хлебом и солью. Кое-где распространено гадание при помощи сита. Хозяйка дома катает сито перед лазарками и по тому, как оно упадет, определяют, будет ли год плодородным. Если сито упадет вверх дном – год будет плохим, если наоборот – будет богатый урожай. В Кюстендильском регионе лазарки поют не только в домах, но и в лесу, и на зазеленевших полях – на здоровье и плодородие.
Сегодня лазаруване практикуют во многих местах Болгарии прежде всего в рамках фольклорных коллективов – при школах и читалищах.
По материалам «Большой книги болгарских праздников и обычаев». Автор заглавного фото — Асен Великов.