Феминизм в Царстве Болгария
В прошлом году к Международному женскому дню мы опубликовали заметку «Кокони алафранга или дамочки «во французском стиле». Сегодня — немного о феминизме 🙂
Актуальная по сей день, тема феминизма и прав женщин занимала болгарское общество еще до Освобождения. Однако немногие тогда защитники женского доступного образования ставили на первое место скорее рациональные причины, такие как воспитание и обучение детей. Лишь Любен Каравелов указывал на необходимость освободить женщину и поставить ее наравне с мужчиной, но долгое время его мнение не пользовалось популярностью.
Несмотря на то, что в годы национального Возрождения девические училища стали частью всеобщего образовательного подъема, только в 1898 году женское образование сравнялось по продолжительности с мужским.
Самым большим достижением в отношении высшего образование стал допуск женщин (как слушателей) в Высшее училище (будущий Софийский университет) в 1901 году. В отношении рабочих мест, в начале ХХ века женщины получили право работать в некоторых традиционно мужских сферах, как, например, врачебная и адвокатская практика.
Доступ женщин на государственную службу, однако, был запрещен еще в 1879 году председателем Народного собрания Петко Каравеловым, который был против приема на работу двух стенографисток, аргументируя свою позицию тем, что своим привлекательным внешним видом они будут отвлекать народных представителей.
Первое исключение из правила произошло в 1909 году, когда две женщины были назначены уборщицами в столичное кметство (мэрию). Только после этого Дирекция железных дорог и Верховный кассационный суд назначил нескольких женщин рассыльными, а Болгарский народный банк – чиновницами в ипотечное отделение. Настоящий курьез произошел при министре внутренних дел Михаиле Такеве, открывшем два места для женщин, которые должны были заниматься расследованием преступлений, совершенных представительницами прекрасного пола.
В этих условиях борьба за получение женщинами избирательных прав оказалась долгим процессом. Первые робкие попытки поднять этот вопрос были сделаны в основанной в 1893 году в Бургасе газете «Женский мир». Ее редактор обращала внимание своих читательниц, что Конституция страны не делает различий между гражданами мужского и женского пола. Однако издание само себя компрометировало, поскольку делало ставку не на политические послания, а на советы хозяйками и различные рецепты, чем как бы доказывало, что на том этапе домашние заботы имели первостепенное значение для женщин.
Первое женское движение, которое, кроме благотворительных и образовательных, ставило перед собой и политические цели, было основанное учительницей Анной Каримой в 1897 году Софийское женское образовательное общество «Сознание». Супруга одного из лидеров Болгарской рабочей социал-демократической партии (БРСДП) Янко Сакызова серьезно взялась за освещение проблемы избирательного права, и двумя годами позже появился печатный орган общества – газета «Женски глас». Уже во вводной статье первого номера упоминалось, что благородные задачи, стоящие на повестке дня – «поднимать женщину умственно» и «пробуждать сознание, что она – человек, член общества, перед которым у нее есть обязанности».
Постепенно болгарские женщины, боровшиеся за равноправие, осознали, что единственный способ достичь конкретных результатов – создание единой организации. В июле 1901 года 27 различных обществ объединились в единый Болгарский женский союз, который возглавила Анна Карима. Руководящие посты в нем заняли супруги авторитетных политиков – социал-демократа Петара Джидрова – Мария, лидера демократов Александра Малинова – Юлия, социалистов Андрея Конова – Кина и Димитра Благоева – Вела.
Вместо того, чтобы использовать свое влияние на своих супругов и объединиться во имя общей идеи, с самого начала из-за личных и идеологических противоречий они вступили в борьбу друг с другом, что подрывало авторитет организации. Разделение на два крыла привело к тому, что в 1903 году организацию покинули социалистки Конова и Благоева. Впоследствии различные левые организации, такие как Социалистический женский союз (1914) и Женский социал-демократический союз (1921) пытались вернуться на сцену, но связанная с ними идеология, согласно которой проблемы женщин могли быть решены только при падении капитализма, свела на нет усилия.
Процесс брожения в Болгарском женском союзе продолжался после того, как в 1905 году его орган «Женски глас» переместился в Бургас, а редакторами в нем стали установившие контроль над организацией Юлия Малинова и Жени Божилова-Патева. Последняя пыталась указать на тот факт, что после Освобождения:
…мы, болгарки, сведены на один уровень с умалишенными, малолетними и людьми, совершившими тяжкие преступления, лишенными гражданских и политических прав, которыми пользуется болгарский гражданин…
Годом позже союз покинула оставшаяся в изоляции Ана Карима, которая в 1907 году начала издавать журнал «Родна струя», а в 1908 создала Союз прогрессивных женщин «Равноправие» с одноименным печатным органом.
После окончания Первой мировой войны феминистки заняли (по крайней мере, на словах) непримиримую позицию, заявляя, что народные представители «с их сказками о постепенном предоставлении прав женщинам, похожи на чорбаджий периода Возрождения, которые ждали что свобода будет дана им милостью падишаха». Их надежды были разрушены премьер-министром Александром Стамболийским, давшим в 1921 году избирательные права цыганам за заслуги во время войны, но в полной иронии и пренебрежения речи двумя годами позже заявившим, что подумает о женщинах, только когда они примут участие в трудовой повинности.
Многолетняя кампания на страницах «Женски глас» стала давать конкретные результаты лишь в 1937 году, и то в период, когда при отсутствии политических партий выборы были скорее формальностью. Согласно Закону-постановлению о выборах членов муниципальных советов от 18 января 1937 года, избирательные права получили все болгарские подданные – мужчины и женщины, которым исполнился 21 год. Женщины должны были быть матерями и состоять в законном браке.
Был намечен ряд инициатив с целью информировать болгарок об их новом положении, знакомить их с задачами муниципалитетов и посоветовать внимательно оценивать кандидатуры. Вся эта кампания сопровождалась ироническими карикатурами на страницах периодической печати (газеты «Зора» и «Утро»), но после выборов «Женски глас» выразил удовлетворение достигнутым.
Все женщины старше 18 лет без ограничений получили активное и пассивное избирательное право только 15 июня 1945 года, когда оно было заложено в новый избирательный закон, подготовленный правительством Отечественного фронта. Эти изменения были подтверждены Димитровской конституцией 1947 года. В то же самое время Болгарский женский союз и все подобные организации были запрещены.
Теодор Борисов. Источник
Заглавный снимок — болгарские писательницы провожают Анну Каменову в Париж.