Богомильство – загадка болгарского Средневековья
11 февраля 1211 года болгарский царь Борил созвал в Тырново церковный собор против богомилов. Сегодня мы попробуем разобраться, кто такие богомилы и чем они не угодили царю…
В середине Х века на Балканах появилось религиозное течение, оставившее глубокий след в истории государств Восточной и Западной Европы. На территории Болгарии последователи этой неортодоксальной доктрины стали известны как богомилы, по имени ее предполагаемого основоположника — попа Богомила. Их предавали анафеме и преследовали, демонизировали и восхваляли. Богомилы продолжают вызывать интерес и сегодня.
Итак, что такое богомильство и чем оно отличается от ортодоксального христианства? В качестве базовой идеи богомильская доктрина выдвигает дуализм в сотворении мира – свет и мрак, порядок и хаос, как две стороны одной монеты. Другими словами, Дьявол – антипод Бога равный ему по статусу, в то время как в ортодоксальном христианстве вечный противник Бога – Сатана находился в подчиненном положении, являясь бывшим ангелом.
В отличие от библейских представлений о сотворении мира, где человек представлен как венец божественного творения, созданный по его образу и подобию, богомилы считают, что появление человека – «заслуга» Дьявола. Как его творение, человек должен стремиться избавиться от материальных оков и физического мира, полного соблазнов и искушений и искать духовного единения с Богом. Богомилы верят, что после множества перевоплощений и силой своей воли человеческая душа перестает принадлежать Дьяволу и в конечном итоге переносится в царство Божие.
Представление богомилов о дуалистическом делении мира на добро и зло не является чем-то новым. До распространения ислама доктрина зороастризма, которую исповедовали персы, постулировала подобный пантеон в лице верховных богов Ахурамазда и Анхрамайнья, представлявших соответственно добро и зло. Со своей стороны доктрины индуизма и суфизма своими идеями цикла перерождений, через которые проходит человек, чтобы в конце получить статус «безгрешен», несомненно, оказали свое влияние на богомильство, проповедующее схожую идею для достижения духовного возвышения.
Средневековые балканские государства всегда отличались религиозной терпимостью, проистекавшей вероятно от господствовавшего цезаропапизма (глава государства являлся главой церкви) или верховенства светской власти над властью церкви. То, что, однако, вызвало преследования богомилов на Балканах, было не слишком заметным прямым следствием их веры.
Из-за своего убеждения, что материальный мир и большинство людей являются дьявольскими созданиями, они проповедовали неподчинение как церковной, так и светской власти. Эти их анархистские убеждения несли в себе серьезную угрозу построению централизованной монархической власти на Балканах.
Пресвитер Козьма так говорил о позиции богомилов:
…Хуля богатых, (богомилы) учат своих не подчиняться господарям (правителям); думают, что ненавистны Богу те, кто работают на царя и приказывают каждому слуге не работать на своего господина
Так, привлекая обыкновенных людей к своей идее, богомилы убеждали население, что монарх не является фигурой, поставленной Богом, чтобы управлять ими, и соответственно, ему не нужно подчиняться. В рамках своей доктрины они показывали, что единственный выход для спасения человеческой души – присоединение к их секте. Это, в конечном счете, провоцировало центральные власти в разных государствах принять необходимые жесткие меры, часто не слишком отличающиеся от методов Святой Инквизиции.
Благодаря историческим источникам мы располагаем относительно немногими неопровержимыми фактами относительно возникновения и первоначального распространения богомильства в Болгарии. Из основных источников – «Беседы против богомилов» Пресвитера Козьмы и «Синодика царя Борила» мы знаем, что для современников этих текстов создателем богомильской ереси была, окруженная легендами, фигура болгарского попа Богомила, жившего во время царя Петра:
…попу Богомилу, который при Петре, болгарском царе, воспринял эту манихейскую ересь и распространил ее в болгарской земле… анафема».
И так случилось, что на болгарской земле, во время царствования набожного царя Петра, жил один поп Богомил… начавший первым проповедовать ересь на болгарской земле.
Эти пассажи дают нам, как минимум, примерную отправную точку в исторической хронологии, от которой богомильство начало свое распространение. Немногие исторические сведения говорят нам, что «поп Богомил» принадлежал к низшему духовному клиру, и его имущественное положение не слишком отличалось от жизни болгарского простонародья. Это дает ответ на вопрос, почему это еретическое течение смогло завоевать примерно за два столетия такую большую поддержку болгарского населения. Отождествляя попа Богомила и его идеологию со своим материальным и социальным положением, обычные болгары были более склонны присоединяться к его доктрине.
Как мы знаем из обширного исследования, проведенного экзархом Стефаном в 20-е годы ХХ века, почва для распространения богомильства была исключительно благоприятна при правлении царя Петра. Прошло всего столетие, как болгарский народ был оторван от своих языческих корней и тут «поп Богомил появился с новой религиозной и политической системой, которая была связана с прошлым – таким дорогим языческой душе народа». Болгарский народ ощущал богомильство более близким своей действительности, чем византийское христианство, проповедовавшееся первоначально в крайне непонятной простонародью форме.
В своих трудах экзарх Стефан находился под сильным влиянием творчества Пресвитера Козьмы и, так же, как он, защищал идею, что чрезмерная «византизация» болгарского духовенства, аристократии и интеллектуальной элиты в конечном итоге настолько отчуждала народ, что как форму своеобразного сопротивления он нашел способ выразить свое недовольство через распространение богомильства.
Сам Козьма красноречиво отмечал, что «ленивые, грубые, тупые и слепые священники» занимаются «церемониями, потому что те приносят им доходы и дают им деньги народа».
Экзарх Стефан также не выбирает выражений и указывает, что
…создалась ситуация оторванности и противопоставления верхушки и полного пренебрежения ими к духовным потребностям народа…
Позиция богомилов относительно Византии и ее церковных и государственных институтов вполне явно выражена в следующей цитате:
Сам Сатана себе присвоил отличия и всем известный храм богини Софии в этом императорском городе (Константинополь).
За относительно короткий период в XII и XIII веках богомильство смогло завоевать значительное число последователей в болгарских городах. Упоминаются большие богомильские общины в Пловдиве, Мелнике и Средце (сегодня – София), в которых жили видные богомильские лидеры, а позже отмечались проявления богомильства в Тырново, Месемврии и ряде других крупных городских центров.
Из «Синодика царя Борила» до нас дошли имена предполагаемых богомильских вождей:
…треклятому Богомилу и его ученикам Михаилу и Теодору, и Добре, и Стефану, и Василию, и Петру, и остальным его ученика и единомышленникам… анафема.
Подрывные действия богомилов против авторитета и власти государственных и церковных органов в конечном итоге привлекли внимание ряда балканских правителей. Византийский император Алексий I Комнин (1081-1118), сербский жупан Стефан Неманя (1168-1196) и болгарский царь Борил (1207-1218) боролись с еретиками через церковные соборы и публичные гонения. Борил, несмотря на неустойчивое внешнеполитическое положение Болгарии, прилагал значительные усилия к искоренению богомильской ереси всеми доступными средствами.
Кульминацией этих усилий стало проведение церковного собора против богомилов 11 февраля 1211 года. Из частично сохранившейся переписи «Синодика царя Борила» мы получаем приблизительное представление о ходе этого своеобразного процесса против богомилов. Борил собрал самых выдающихся боляр (аристократов) царства и большое число высших священнослужителей в одной из тырновских церквей.
Узнав об этом (о распространении богомильства), преблагочестивый царь Борил возгорелся божественным желанием собирать их (богомилов) по всему его царству подобно каким-нибудь плевелам (сорнякам) в снопы и повелел чтобы собрался собор. Собрались все епископы, священники и иноки, а также все боляри и огромное множество избранного народа.
Упоминается ещё, что Борил дал возможность богомильским вождям изложить принципы своего учения. Богомилы действительно раскрыли основы своей веры перед собором. Их, на первый взгляд, нелогичное решение имеет свое объяснение. В это время богомильское учение распространилось и в других балканских странах, например, в Сербии и Боснии, и завоевало сторонников даже среди высших слоев населения. Несомненно, возможность добиться поддержки болгарского проявителя была тем шансом, который богомилы не хотели упустить.
После того, как богомилы изложили принципы своего учения, капкан, поставленный болгарским царем, захлопнулся…
Борил, осудив богомильскую ересь, приговорил к суровым наказаниям собравшихся богомилов и их паству. Некоторые отреклись от богомильской доктрины и (по крайней мере, для видимости) вернулись в лоно церкви.
А те, кто не покорился православному собору, были преданы различным наказаниям и заточению…
Указанные «наказания» являются объектом споров, но здесь нужно иметь в виду, какой была обычная практика борьбы с еретиками в Средние века, и многозначительный пример соседней Византии – в «Алексиаде» Анны Комнины читаем:
…Тогда палачи… его подняли высоко и бросили его в костер. Пламя как будто рассердившись, поглотило нечестивца так, что не чувствовалось никакого запаха, и дым не изменился, только появилась какая-то белая полоска дыма посреди пламени.
Эта цитата описывает гибель известного еретика Василия Врача столетием раньше.
Несмотря на суровые меры, царь Борил не смог искоренить богомильство. По утверждению Никколо Макиавелли, чем сильнее сжимаешь что-то, тем больше оно ускользает сквозь твои пальцы. Этот постулат в полной мере соответствует и положению с богомильством в начале XIII века. Оно продолжало существовать на болгарской земле и после собора 1211 года, а богомилы пользовались большим авторитетом среди западных еретиков- дуалистов, особенно среди катаров. В своих записках инквизитор XIII века Райнер Сакони упоминает самые влиятельные богомильские общины на территории Европы. Он рассматривает их как часть единой организации и считает важнейшими Болгарскую и Драговицкую церкви, потому что «от них происходят все остальные организации».
Богомильство в Болгарии и на Балканах прекратило свое существование вскоре после того, как балканские государства потеряли свою независимость, и попали под власть осман. Причины этого являются предметом долгих споров в болгарской историографии. Существует несколько версий. Некоторые считают, что продолжительные гонения и жестокие наказания в конечном итоге довели богомилов до того, что они, по существу, приветствовали завоевателей, добровольно приняв ислам. Но, настолько же вероятно, что большая часть богомильских общин искала убежище на западе.
По материалам статей Веселина Асенова. Перевод с болгарского — «Братушка».
Небольшое послесловие. Если вас заинтересовала тема богомилов и богомильства, рекомендую вам отличную книгу из серии «Новый болгарский роман». Антон Дончев «Странный рыцарь священной книги». Вот ЗДЕСЬ очень хорошо о ней написано.