Золотая церковь – архитектурное чудо Преслава
Болгарская архитектура могла похвастаться своими достижениями еще в период, когда столицей страны был Преслав. Одним из них, несомненно, является Золотая церковь, называемая также Круглой или Симеоновой, и представляющая собой уникальное свидетельство эпохи.
Золотая церковь была символом обособления болгарской культуры от византийского влияния, проникшего в страну при крещении, так как была построена в стиле, существенно отличавшемся от «византийского» — обычного для церковных архитектурных решений IX-X в. Она превратилась в архитектурный образ зарождавшейся болгарской империи, чей создатель Симеон считал себя равным византийским басилевсам.
Построенная в качестве дворцового храма, Золотая церковь сочетала в себе все характерные черты Преславской цивилизации – широко известную раскрашенную керамику и каменную пластику. Оно была построена около 907 года южнее царского дворца, вблизи устья реки Тича. Ее название известно нам благодаря хронике Тудора Доксова.
Ее руины сегодня отождествлены с постройкой, о которой говорится в хронике из-за соотвествия местоположения. До этого момента не обнаружен ни один ее аналог в болгарских землях или в соседних странах. В здании заметны как византийские и эллинские мотивы, так и римские, традиционные болгарские и даже франкские.
Делались попытки найти прототип Золотой церкви в существующих и в наше время сооружениях, как например церковь Святой Богородицы в Константинополе (Стамбул) и церковь в Экс-ла-Шапель (сегодня Аахен), но, несмотря на некоторые схожие элементы, ни одна из них не соответствует полностью зданию в древней болгарской столицы. Вдохновителем, ктитором (спонсором) и даже проектантом Круглой церкви часто указывают самого царя Симеона, который активно участвовал в развитии всех элементов Преславской культуры – литературы, градостроительства и церковного строительства.
Как символ Преслава и правящей династии, Золотая церковь была пышно украшена. Храм был облицован мраморными плитами, инкрустированными керамическими раскрашенными плитками и стеклянными пластинами. Каменные карнизы, оформленные рельефными растительными и животными мотивами, опоясывали ее высокие стены и фасады.
Трехмерная преславская пластика была представлена водосливами в форме голов различных животных – преимущественно львов, что показывает, насколько глубоки корни этой стилистике в болгарских государственных символах. Массивные колоннады, поддерживали основной каркас здания, увенчанный полусферическим куполом.
Сами колонны также были превращены в произведение искусства. Их капители и основания были покрыты рельефными изображениями виноградных листьев, гроздьев и даже охотничьих сцен. Ряд колонн опоясывал атриум – своеобразный «передний двор», вымощенный мраморными плитами и примыкавший к храму. Иоанн Экзарх передает нам впечатление, которое церковь и Преслав в целом производили на современников:
Когда какой-нибудь бедный чужеземец придет издалека к преддверию царского двора и увидит его. И удивится, подойдя к вратам, войдя внутрь и видя с двух сторон постройки, украшенные камнем и деревом раскрашенным и прочие. А войдя во дворец и видя высокие статуи и церкви, украшенные изобильно камнем и деревом разных цветов, внутри же – камнем и медью, серебром и золотом, не зная на что это похоже, потому что в своей земле не видел ничего такого, а лишь хижины соломенные и бедные.
Так он удивится, что спросит себя, не потерял ли он разум…и если кто-то его спросит, когда он вернется в свою землю, что он видел там, он ответит, что не знает как рассказать. Только собственными глазами вы могли бы дивиться подобной красоте
К сожалению, в августе этого года директор Археологического музея в Великом Преславе Пламен Савов сообщил, что в настоящее время Круглая церковь находится в плохом состоянии и существует реальная угроза ее разрушения.
Проблемы памятника должны быть решены путем консервации и реставрации национального историко-археологического заповедника. Но Специализированный экспертный совет по сохранению недвижимых культурных ценностей при Министерстве культуры Болгарии отклонил предложенный проект. Несмотря на это Община (муниципалитет) Велики Преслав предпринимает все возможные меры по спасению уникального археологического памятника.