Катастрофа под Братиславой
24 ноября 1966 года под Братиславой потерпел катастрофу Ил-18В болгарской авиакомпании ТАБСО (Транспортно-авиационно българо-съветско общество), в результате чего погибли 82 человека. Это крупнейшая авиакатастрофа в Чехословакии, а также в нынешней Словаки.
Всего на борту находились 74 пассажира из 12 стран. Такое разнообразие объяснялось тем, что большинство были гостями на недавно завершившемся IX съезде Болгарской коммунистической партии.
Самолёт выполнял рейс LZ101 по маршруту София — Будапешт — Прага — Берлин. В 11:46 он вылетел из Будапештского аэропорта. Далее по плану следовала посадка в Праге, однако Пражский аэропорт был закрыт по метеоусловиям, поэтому экипаж в 11:58 осуществил посадку на запасном аэродроме — Братиславе. В 15:30 погода в Праге улучшилась и командир Антонов принял решение о взлёте. При этом метеоролог Братиславского аэропорта предупредил, что к северо-западу от аэропорта ожидается турбулентность от умеренной до сильной.
В 16:10 авиалайнер был загружен и в 16:20:30 экипажу было дано разрешение выруливать на ВПП. Перед болгарским самолётом взлетел чехословацкий Ил-14, который уступает Ил-18 в скорости. Для сохранения между ними безопасного интервала по высоте, болгарскому экипажу было дано указание сохранять высоту 300 метров до разрешения на набор высоты. В 16:28 Ил-18 вылетел из Братиславского аэропорта.
Всего через пару минут после взлёта авиалайнер на высоте 288 метров относительно уровня аэродрома и в 8 километрах от него на скорости около 500 км/ч при работающих на взлётном режиме двигателях врезался в покрытый заснеженным лесом склон холма Сакра (Sakrakopez) в районе Рача. За 20 секунд он прорубил просеку длиной 562 метров и шириной от 30 метров в начале до 10 метров конце и полностью разрушился. Вытекшее из баков топливо вспыхнуло, но быстро сгорело из-за высокой площади рассеивания.
Катастрофа произошла близ Братиславы и в популярном у туристов районе. Поэтому многие местные жители видели катастрофу. Видели её и диспетчеры, которые позвонили своим коллегам в аэропорту. Однако диспетчер подхода не видел катастрофы ни визуально, ни даже на радаре. Из-за труднодоступности места катастрофы, темноты и плохой погоды, первые спасательные службы прибыли только через полтора часа. Стоит также отметить, что среди причин задержки в поисках стали слухи, что самолёт использовался для перевозки радиоактивных изотопов. Было найдено 74 тела, при этом медицинская экспертиза показала, что большинство из них погибли от множественных травм в момент удара, а ожоги были получены уже после смерти.
Расследованием катастрофы занималась чехословацкая комиссия, которую возглавлял главный инспектор по авиации Ян Дворжак. Согласно международному праву, в неё также входили представители ОКБ Ильюшина (изготовитель самолёта), конструкторского бюро Ивченко (изготовитель двигателей) и болгарская делегация. Делегацию из Болгарии возглавлял председатель Государственной контрольной комиссии и Болгарской коммунистической партии член ЦК Нинко Стефанов, а в состав также входили Генеральный директор ТАБСО Лазар Белухов, авиационный специалист и заместитель министра обороны генерал Август Кабакчиев, следователь государственной безопасности Иван Охридски, главный полицейский патологоанатом Йордан Пейчев и другие.
Согласно международному праву, возглавлять расследование следовало болгарам, однако представители Чехословакии обжаловали такое решение, так как Болгария не подписывала положения о допуске иностранных следователей для расследования катастроф в самой Болгарии. Вообще между представителями этих двух стран сложились весьма напряжённые отношения, болгарских представителей поначалу не допускали к месту катастрофы и к авиадиспетчерам.
Болгарская сторона высказала претензии к работе авиадиспетчеров, которые сперва дали разрешение на взлёт чехословацкому же Ил-14, а не более мощному и быстрому Ил-18, а затем не вели должного наблюдения за его полётом.
Чехословацкая сторона в свою очередь заявила, что болгарский экипаж плохо знал английский язык и после вылета не повернул направо, как положено по схеме. Также чехословаки обвиняли экипаж в употреблении алкоголя, хотя проведённые позже современные тесты мягких тканей пилотов показали отсутствие алкоголя. Для разрешения чехословацко-болгарского конфликта, который наносил удар по престижу обеих стран, чехословацкий министр транспорта Алоис Индра вынес решение, что если будут виноваты чехословацкие диспетчера, то будет выплачена компенсация по 20 000 долларов США за погибшего, если болгарский экипаж — по 10 000 левов за погибшего.
Факт, что в самолёте находились радиоактивные изотопы подтвердился 8 декабря. Оказалось, что на борту было два свинцовых контейнера с Йод-131. Этот изотоп считается безопасным для человека и применяется для медицинских целей, а его перевозка разрешена на коммерческих авиалайнерах.
В итоговом докладе было указано, что причина катастрофы не может быть определена. Наиболее вероятной причиной могла служить недостаточная оценка экипажем рельефа местности и влияние турбулентности в районе гор, что в сочетании с высокой скоростью привело к трагедии.