Михаил IV Асен и Иван Асен IV –забытые герои
Едва ли остался болгарин, который хотя бы приблизительно не назовет, когда османы взяли старопрестольную столицу Второго Болгарского царства – Тырновград, даты падения Видина и Никополя и неудачного крестового похода венгерского короля Сигизмунда.
Намного меньше ясности в вопросе о том, когда первый раз болгарские войска столкнулись с османским нашествием из Малой Азии. Данные о тех событиях скудны и болгарские исследователи часто ведут свою собственную войну среди забытых церковных архивов, старинных летописей западных авторов или несговорчивых соседей, не желающих поделиться своими открытиями по политическим мотивам.
В настоящее время первыми предводителями, которые повели вооруженные силы против осман, чтобы воспрепятствовать их проникновению на болгарские территории, считаются Иван Асен IV и Михаил IV Асен.
Оба этих военачальника были сыновьями болгарского самодержца того времени – Ивана Александра от его брака с валашской принцессой Теодорой Бесараб (Бесрарабской). Михаил Асен был старшим сыном болгарского царя и, как ожидалось, будущим наследником короны. Согласно практике престолонаследования, того времени, которой придерживались и византийцы, и сербы, Михаил был соправителем своего отца еще при жизни. Исторические хроники позволяют нам понять, что болгарский принц был гордостью царской семьи и носителем «всех доблестей».
Подобно большинству высших аристократов Михаил заключил династический брак с Марией-Ириной Палеолог из сильной семьи Палеологов. Неизвестно, правда, привёл ли этот союз к появлению наследников.
С другой стороны, об Иване Асене известно еще меньше, и жизнь этого болгарского принца до его смерти покрыта тайной. Согласно некоторым источникам Иван Асен был женат на принцессе из валашской династии Бесараб, чье имя не дошло до нас. Вероятно, этот брак был устроен его матерью, которая, естественно, искала способы еще больше укрепить связи между династией болгарских правителей и Бесарабами.
Следуя политике непотизма, по которой правитель передавал ключевые управленческие посты самым близким своим родственникам, Иван Александр назначил Ивана Асена управителем Средеца и его окрестностей. Именно там разыгралась первая битва осман с болгарами. Об этой битве всего в нескольких предложениях рассказывает нам Анонимная болгарская хроника, обнаруженная в библиотеке Киевской духовной академии. Ее написание датируется около 1417-1452 годами, так как в своей летописи неизвестный автор прямо указывает, что османам еще не удалось взять Константинополь, но болгарские царства уже пали перед завоевателями.
Хроника описывает усилия императора Кантакузина создать коалицию против войск османского паши Сулеймана, наступавшего на византийские позиции в Галиполи. Его миссии к Ивану Александру, Стефану Урошу, Валкашину и Углеше не имели успеха и, по словам неизвестного летописца, император Кантакузин горько заметил «Вы не захотели мне помочь, однако позже вы пожалеете»
Однако замалчивается тот факт, что базилевс неоднократно пользовался услугами осман в ходе гражданской войны между амбициозным византийским аристократом и императрицей-регентом Анной Савойской. Вероятно, именно это и стало причиной отказа балканских правителей оказать Кантакузину помощь. Они видели в его предложении желание использовать чужие войска и средства для решения своих внутренних проблем.
После того, как коалиция с балканскими правителями не сложилась, Кантакузин заключил соглашение с Сулейманом и пропустил его войска через византийский заслон в Галиполи. С условием, разумеется, что Сулейман не захватит византийские территории. В сущности, жертвовал своими соседями во имя безопасности Византии.
Не ясно, насколько османский военачальник соблюдал заключенные с греками договоренности, но как мы знаем из Анонимной хроники, миновав Галиполи
«Аморат (Сулейман), сын Оркана с неверными отправился против Средеца. Болгарские войска собрались под началом Александрова сына Асена и случилось большое сражение. Тогда убили Асена и погибло много болгар».
Не вполне ясно, когда именно случилась эта первая битва. Годы, указанные в хронике, считаются неправильными, так как согласно им, Иван Асен командовал войсками в сражении, когда был еще младенцем (1326 год). Кроме того, участие Валкашина и Углеши в переговорах с Кантакузином дополнительно смещают дату сражения к 1349 году.
Факт, что только шестью годами позже османы снова появились перед границами болгарского царства, говорит о том, что армия, с которой Иван Асен встретил захватчиков при Средеце, была собрана быстро и не была готова к сражению с таким противником. Трагическая смерть Ивана Асена явно впечатлила современников болгарского принца, и его погребение было увековечено в миниатюре в Манасиевой хронике.
Когда в 1355 году османы повторно проникли в пределы Болгарии, против них выступил принц Михаил Асен. Источники говорят о двадцатитысячной османской коннице, против которой Михаил выставил неизвестное количество болгарских воинов. Имея в виду эпидемию чумы, первая волна которой уже опустошила страну в том же году, когда погиб его брат, Михаил едва ли мог рассчитывать на численное превосходство. Однако, тот факт, что войском командовал престолонаследник, означает, что ему были доверены не случайные бойцы, а опытные и хорошо вооруженные воины.
В любом случае армии столкнулись снова при Средеце, что с точки зрения осман было логично, так как местность им была уже знакома. Анонимная болгарская хроника рассказывает нам что «болгары собрались под начальством Михаила – сына Александра, но и его убили агаряне (османы), пленили много людей и увели их через Галиполи».
Хотя нам однозначно сказано, что Михаил погиб в сражении с османами и болгарская армия была разгромлена, безымянный летописец упустил один очень важный факт – османские войска больше не появлялись на болгарской территории примерно до 1370 года. Это позволило Ивану Александру сосредоточить свое внимание на других потенциальных угрозах для страны.
При Средеце болгарский престолонаследник погиб, но его самопожертвование во имя своего народа было не напрасным – около двадцати лет понадобилось османам, чтобы решиться снова на рискованный поход против Болгарии.
Поэтому мы должны рассматривать это поражение скорее как пиррову победу – неясную патовую ситуацию, в которой обе армии оказались серьезно обескровленными.
В наше время подвиги Ивана Асена и Михаила Асена почти забыты, а воспоминания о их сражениях с османами остались только в старых народных песнях и преданиях болгарского фольклора.