Дайте нам воздух!
Русе, 28 сентября 1987 года, 14 часов. Площадь перед Партийным домом медленно наполняется людьми, несущими плакаты: «Мирная демонстрация за воздух!», «Нестерпимо – остановите завод!», «Дайте нам чистый воздух!», «Жизнь детям Русе!»…
Началось все в 1978 году, когда руководители Болгарии и Румынии Тодор Живков и Николае Чаушеску подписали соглашение о сотрудничестве в строительстве большого химического комбината.
В августе 1981 года в румынском городе Джурджу (по-болгарски – Гюргево) был запущен в эксплуатацию завод по производству хлора и хлорорганических соединений. На заводе довольно часто происходили выбросы вредных веществ, которые ветер относил на расположенный на противоположном берегу Дуная болгарский Русе. В 1982 году таких случаев было 26, концентрация хлора в атмосфере в городе иногда превышала предельно допустимый уровень (ПДК) в 3 раза. В 1983 году – 33 случая с превышением ПДК в 5 раз, 1984 год – 56 случаев с превышением ПДК в 9,2 раза! 1985 год — 50 случаев, превышение ПДК в 6 раз, 1986 – 63 случая, превышение ПДК до 6,2 раз, 1987 – 128 случаев с превышением ПДК в 8,5 раз! Естественно, это негативно сказывалось на здоровье горожан, прежде всего детей.
23 сентября 1987 года перед Памятником свободы проходила торжественная церемония — пионерам повязывали красные галстуки. В этот момент город накрыло синеватое удушающее облако, принесенное ветром с завода в Джурджу. Несмотря на это, церемонию не отменили.
Шесть русенских женщин не смогли примириться с видом задыхавшихся от ядовитого газа детей. Это были работницы «Паркстроя» Цонка Букурова, Вяра Георгиева, Дора Бобева, Стефка Монова, Евгения Желева и Албена Венкова. Вечером 23 сентября собравшись дома у своей коллеги Тани Хаджиивановой, они решили, что необходимо провести демонстрацию. Датой было назначено 28 сентября – понедельник.
Закипела лихорадочная подготовка. На базе «Паркстроя», находившейся на площади Ивана Вазова и названной «Остров свободы» писали плакаты и призывы, обзванивали друзей и знакомых, убеждаю людей выйти на демонстрацию за чистый воздух.
28 сентября Цонка и Дора первыми отправились по улице Гладстьон и остановились на условленном месте у фонтана напротив Партийного дома. Остальные оставались на базе, чтобы организовать людей и доставку плакатов. Все плакаты погрузили в небольшой грузовичок, накрыли брезентом, а сверху поставили две газонокосилки. В 14 часов тарахтение двигателя нарушило тишину площади. В этот момент на площади находилось невиданное раньше число офицеров МВД. Кроме них на обычно оживленной площади не было ни одного случайного прохожего.
Как в обычный рабочий день шофер разгрузил грузовичок и как будто приготовился косить траву. Вяра, Женя, Стефка и Албена, вместе с другими работниками «Паркстроя», размотали брезент и стали раздавать плакаты. Подняли плакаты над головами и как по сигналу со всех тринадцати улиц, вливающихся в центральную площадь, стали выходить группы работников разных предприятий. Буквально за несколько минут на площадь вышли более 300 человек. Началась первая массовая уличная демонстрация протеста в социалистической Болгарии.
9 декабря в Русе открылась выставка работ художников на тему экологии, которую посетили около 2000 человек.
10 февраля 1988 года в Русе прошла еще одна демонстрация протеста против работы завода (2000 матерей с детскими колясками). Заснятая на киноплёнку, она 8 марта была показана в Софии как документальный фильм «Дыши», сразу же после показа создан Общественный комитет по охране окружающей среды. Из-за того, что завод находился на территории другого государства, протесты результатов не дали, однако спровоцировали волну возмущения, которая негативно сказалась на авторитете Тодора Живкова.
10 ноября 2014 года президент Болгарии Росен Плевнелиев наградил Цонку Букурову, Вяру Георгиеву, Дору Бобеву, Стефку Монову, Евгению Желеву и Албену Венкову орденом «За гражданские заслуги» первой степени «за вклад в развитие и укрепление гражданского общества, развитие демократических институтов и защиту человеческих прав и свобод в Болгарии»
Недостаточно полно написано, как в социалистической Болгарии власти справились с толпой? оставили как есть, или таки расправились, как в Новочеркасске?
В данном случае «оставили как есть» и потом никаких репрессий к организаторам не было. Более полно осветить эту тему пока не могу — нужно глубоко копать.