Процесс Николы Петкова
5 августа 1947 года начался сфальсифицированный судебный процесс над лидером объединенной оппозиции – Николой Петковым, обвиненным в шпионаже и подготовке государственного переворота.
Никола Димитров Петков родился в Софии 21 июля 1893 года. Сын политика Димитра Петкова и Екатерины Ризовой (сестры революционера и политика Димитра Ризова). Брат политика Петко Петкова. И отец, и брат Николы Петкова были убиты. Первый — в 1907 году уволенным незадолго до этого банковским клерком, а второй – в 1924 году — агентом общественной безопасности (тайной полиции).
Никола окончил классическое отделение Первой софийской мужской гимназии. Изучал право и политические науки в Сорбонне. Вернулся в Болгарию в 1912 году во время Балканской войны и служил рядовым в гвардейском полку. Воевал в рядах болгарской армии во время Межсоюзнической и Первой мировой войн. После окончания Первой мировой войны продолжил учебу во Франции, в 1922 году окончил университет с отличием и поступил на работу в болгарское представительство в Париже. После переворота 9 июня 1923 года подал в отставку и остался жить во Франции, занимаясь журналистикой.
В 1929 г. Никола вернулся в Болгарию, редактировал газеты «Земя» (1931—1932) и «Земеделско знаме», органа БЗНС «Александр Стамболийский» — левого крыла БЗНС (1932—1933). Написал и издал книгу об Александре Стамболийском, в которой дал политический анализ и характеристику жизни и деятельности лидера «земледельцев». Член постоянного присутствия БЗНС «Александр Стамболийский» (1932—1933). После переворота 19 мая 1934 года вместе с доктором Г. М. Димитровым (Гемето) создал радикальное крыло БЗНС, ставшее известным как БЗНС «Пладне». В это время он сотрудничал с широким спектром оппозиционных партий, включая и Рабочую партию (под прикрытием которой действовала нелегальная Коммунистическая партия). Настаивал на восстановлении действия Тырновской конституции, выступал против режима единоличной власти царя Бориса III. В 1938 г. был избран депутатом 24-го Обыкновенного Народного собрания, но его выборы были кассированы властями, а сам Петков был интернирован в Ивайлограде.
После эмиграции лидера БЗНС Г. М. Димитрова (Гемето) в 1941 году принял на себя руководство партией. В том же году, за несколько дней до вступления немецкий войск на территорию Болгарии, был заключён в лагерь «Гонда вода» возле Асеновграда. В 1942 году вел переговоры с коммунистами о вхождении БЗНС «Пладне» в Отечественный фронт (ОФ), с августа 1943-го был представителем БЗНС в его Национальном совете ОФ. 30 января 1944 года был интернирован в Свиштове, где проживала его сестра. В июле того же года вернулся в Софию.
После переворота 9 сентября кандидатура Николы Петкова рассматривалась на пост министра иностранных дел в первом правительстве Отечественного фронта, но до 26 августа 1945 года он оставался министром без портфеля.
28 октября 1944 г. участвовал в подписании в Москве перемирия Болгарии с державами-победительницами. Критично относился к репрессивным действиям новой власти, осуждал деятельность так называемого Народного суда, перед которым предстали видные деятели прежних правительств:
«Будут судить регентов, министров, депутатов, военных и полицейских, объявленных фашистами. Это расправа с болгарской государственностью, а не с гитлеровскими агентами».
В то же время осенью 1944 — весной 1945 Петков не выступал открыто против репрессий, оставаясь в составе правительства. И только 26 августа 1945 года подал в отставку в знак протеста против политики коммунистов, игравших ключевую роль в системе государственной власти
С лета 1945 г. — главный секретарь БЗНС, редактор газеты «Народно земеделско знаме». После отставки с поста министра и выхода из Отечественного фронта стал лидером Объединённой оппозиции, выступавшей против коммунистов, был сторонником переноса парламентских выборов 1945 на более поздний срок с тем, чтобы оппозиционные силы получили более широкие возможности для своей деятельности. Писал в одном из предсмертных писем, что
«ушёл в оппозицию не для того, чтобы бороться против ОФ, не с целью свержения ОФ, а с целью борьбы против отклонений от его программы от 17 сентября 1944 г., против некоторых ошибок и уклонов».
После раскола БЗНС возглавил БЗНС «Никола Петков».
После высылки из страны Г.М. Димитрова (Гемето) коммунистическое руководство рассматривало Петкова как основную угрозу режиму. Лидер коммунистов Васил Коларов называл его «центром и надеждой всей разноликой оппозиции»
В декабре 1945 года США и Великобритания поставили условием признания болгарского правительства включение в его состав двух представителей оппозиции. 5 января 1946 года министры Кимон Георгиев (премьер), Дамян Велчев (военный министр) и Антон Югов (МВД) встретились с лидерами оппозиции Николой Петковым и Костой Лулчевым, но те категорически отказались войти в правительство отвергая легитимность прошедших в ноябре выборов и настаивая на прекращении коммунистического террора. 10 января в Софии с Петковым и Лулчевым встретился первый заместитель министра иностранных дел СССР Андрей Вышинский, но они не изменили своей позиции. Петков отказался встретиться с Вышинским в 2:30 ночи, заявив, что в такое время встречается только со своими подружками.
Перед выборами осенью 1946 года Петков стал одним из лидеров оппозиционного блока «Федерация сельского и городского труда», выступавшего за демократическую, независимую республику, основанную на свободе, равенстве, праве собственности и социальной справедливости, за добровольное и свободное кооперирование на основе частной собственности. Блок получил на выборах около 28 % голосов избирателей, что было явным успехом. С 26 октября 1946 — депутат 6-го Великого народного собрания. Петков активно выступал в поддержку парламентской демократии, являлся сторонником расширения связей Болгарии с западными странам, противником однозначной ориентации на СССР. При обсуждении декларации нового правительства заявил, что оппозиция
«не признает декларацию правительства, являющегося результатом выборов, проведённых в обстановке угроз, беззаконий, избиений, арестов и убийств, а не свободного волеизъявления болгарского народа».
В апреле 1947 газета «Народно земеделско знаме» была закрыта. За несколько дней до этого Петков писал, что
«…редко в истории человечества свобода прессы и право человека свободно выражать своё мнение имели столько фанатичных противников, открыто и тайно стремящихся их уничтожить, как это происходит сегодня. Никогда раньше тоталитарная идея о диктатуре не была столь тесно связана с насилием над человеческой мыслью и совестью…»
Был обвинён коммунистами в контрреволюционной деятельности, организации заговоров против республики. 5 июня 1947 лишён депутатской неприкосновенности и арестован в зале парламента, где он выступал с речью, отвергая выдвинутые против него обвинения и резко критикуя коммунистический режим.
«…Имею честь и счастье последовать судьбе своего отца и брата — отдать свою свободу, а если необходимо и жизнь за свободу болгарского народа…»
Попытка оппозиционных депутатов защитить своего лидера завершилась их избиением вооружёнными сотрудниками милиции. Вскоре 23 депутата также были лишены полномочий.
С 6 июля до 15 июля 1947 года Петкова допрашивали в Государственной безопасности на предмет того, не он ли побудил Марко Иванова, Бориса Гергова и других офицеров к предполагаемому восстановлению Военного союза и подготовке государственного переворота. Из-за большого международного интереса к этому случаю Петкова не подвергали пыткам, а режим его ареста контролировал лично Георгий Димитров. В своих показаниях Петков отвергал все обвинения, заявляя, что продолжает поддерживать учредительную декларацию Отечественного фронта и первоначальную программу его правительства от 17 сентября 1944 года, но отвергает насилие, совершаемое коммунистическим режимом.
С 5 до 14 августа 1947 года проходил судебный процесс по обвинению Николы Петкова в шпионаже, организации диверсий и подготовке государственного переворота. Петков решительно отверг все обвинения в свой адрес. Заявил в своём последнем слове, обращаясь к судьям-коммунистам: «Переворота я не готовил, но боролся против вас!». 16 августа суд на основании Указа-закона о защите народной власти приговорил его по обвинению в шпионаже к смертной казни через повешение и штрафе в размере 500 тысяч левов. Исполнение приговора было отложено, так как власти ожидали вступления в силу 15 сентября мирного договора с Объединенными нациями, а с другой стороны, пытались убедить Петкова признать свою вину и просить о помиловании. 26 августа БЗНС «Никола Петков» был распущен.
Хотя решение о казни Петкова было принято коммунистическим руководством сразу после его ареста, после вынесения приговора все еще высказывались сомнения в целесообразности его казни. 13 сентября Васил Коларов письменно поставил вопрос перед находившимся в Москве Георгием Димитровым высказывая опасения негативной реакции в стране и предлагая заменить Петкову смертную казнь пожизненным заключением, поскольку Петков будет «полностью обезврежен в тюрьме.
Западная общественность, представители правительств США и Великобритании требовали от болгарских властей отмены смертного приговора. Однако кампания в защиту Петкова привела к противоположному результату — если до неё лидеры болгарских коммунистов рассматривали вопрос о замене смертной казни пожизненным заключением, то затем они изменили позицию. Лидер компартии и премьер-министр Георгий Димитров писал своим коллегам:
После того, как англо-американцы вмешались и предъявили категоричное требование отменить смертный приговор, данный вопрос приобретает для нас уже особое внутри- и внешнеполитическое значение и вызывает необходимость изменить наше первоначальное намерение. Затрагивается непосредственно суверенитет Болгарии и представляется возможность для нового поощрения реакции в стране. Если приговор не будет исполнен, это будет расценено в стране и за рубежом как капитуляция перед вмешательством извне и поощрит интервентов к новому вмешательству… Приговор следует привести в исполнение, независимо от того, какие заявления сделал бы осуждённый. Таково мнение и наших друзей.
(Под «друзьями» Димитров имел в виду советских руководителей).
Политбюро ЦК компартии Болгарии, которое на своём заседании 13 сентября приняло политическое решение о казни лидера оппозиции. Лишь перед казнью, 22 сентября Петков упал духом и под сильнейшим давлением написал письмо, в котором признал свою политическую деятельность в последние два года «полностью ошибочной», «обслуживавшей внутреннюю и международную реакцию».
Смертный приговор Николе Петкову был приведен в исполнение в 1 час ночи 23 сентября 1947 года в Центральной софийской тюрьме. Похоронен он был в безымянной могиле на Центральном кладбище Софии. После 1990 года родственники Петкова установили точное место его захоронения, однако, кроме Николы Петкова там были похоронены и другие люди.
15 января 1990 г. Петков был посмертно реабилитирован.
В 1990—1992 гг., после краха коммунистического режима в Болгарии, существовала партия БЗНС «Никола Петков» (преемница запрещённой в 1947), которая в 1992 вошла в состав объединённого БЗНС. В 2005 г. была создана Народная земледельческая партия «Никола Петков». Имя Петкова пользуется большим уважением в среде современных «земледельческих» политиков Болгарии. В его честь в Софии назван бульвар, также в болгарской столице установлен памятник трём лидерам БЗНС, находившимся в оппозиции коммунистам — Николе Петкову, доктору Г. М. Димитрову, скончавшемуся в эмиграции, и Димитру Гичеву, многие годы проведшему в заключении.