Еньовден — праздник Солнца
24 июня в Болгарии празднуют Еньовден. В этот день православная церковь отмечает рождение святого Иоанна Крестителя. Отсюда идет и название народного праздника – Еньо или Яне — краткие формы имени Иоанн (Иван) и часто обряды и традиции двух праздников переплетаются.
В болгарской традиции Еньовден по своему значению стоит рядом с такими праздниками, как Коледа (Рождество), Великден (Пасха) и Гергьовден, но именно в нем чувствуется наибольшее языческое влияние. С ним связано множество верований, касающихся солнца, воды и лечебных растений. Считается праздником лекарей-травников.
В различных географических областях праздник называется по-разному. В Софийской области — Яневден, в Охриде – Ивъндън, в Велико Tырново – Иван Бильобер или Драгийка. Первоначально праздник совпадал с днем летнего солнцестояния 22 июня, поэтому многие его поверья и обычаи связаны с движением небесного светила и культом Солнца. В этот день отмечают именины все, кто носит имена Енчо, Еньо, Иван, Иоанн, Иоанна, Йончо, Йонка, Ян, Яне, Яна, Янка, Янко, Яница, Янин, Янина, Янимир, Янимира, Янислава, Янек, Калоян, Эдна, Ивет, Даян, Даяна, Деница, Диян, Дияна, Диана, Биляна и другие, а так же те, чьи имена связаны с названиями целебных трав.
Корни праздника связаны со славянскими фольклорными традициями и имеют много совпадений с обычаями других славянских народов, например с праздником Ивана Купалы.
Верования и обычаи
Этот старинный болгарский обычай – основная, поворотная точка в мифологическом праздничном календаре древних народов, связан с летним солнцестоянием, когда день самый длинный, а ночь – самая короткая. Еньовден — любимый летний праздник молодых и старых, разделяющий год пополам. Согласно народным поверьям, на Еньовден начинается приближение зимы. Говорят: «Еньо надел свой кожух, чтобы идти за снегом». Верят, что утром в этот день, когда рассветает, Солнце «дрожит», «играет», и тот, кто увидит это, будет здоров в течение года. Поэтому в прошлом старые и молодые встречали восход солнца на высоких местах за селом. Все вставали еще до того, как небесное светило показывалось над горизонтом. Затаив дыхание ждали миг, когда оно согреет их своими жаркими лучами и подарит жизненную силу и здоровье до следующего Еньова дня.
Точно на рассвете каждый должен повернуться лицом к Солнцу и через плечо наблюдать за своей тенью. Если она отобразится целиком, человек будет здоров весь год, а если наполовину – заболеет.
Верят, что прежде, чем «отправиться к зиме» Солнце окунается в водоемы с проточной водой и делает воду лечебной. Затем выпадает роса, обладающая особой магической силой. Поэтому каждый для здоровья должен до рассвета искупаться в проточной воде или в росе.
В некоторых краях в этот день девушки, холостяки и дети ходили по лугам и валялись в росе, чтобы быть сильными и жизнерадостными. Девушки выносили на улицу свое приданное, чтобы солнце увидело и благословило его. Молодые парни и девушки зажигали костры и перепрыгивали их, чтобы быть сильными и здоровыми. Чтобы иметь детей, молодые женщины шли в поле, срезали несколько колосков, сплетали их в косичку, после чего клали на крест эту косичку и небольшой сноп жита (сколько захватывала рука).
Верят также, что утром в день праздника, как только взойдет Солнце, та женщина, которая увидит его первой, не будет нуждаться в деньгах, и здоровье не покинет ее.
Утверждают, что на Еньовден вода приобретает особую магическую силу и ее хорошо использовать для лечения и гадания. Самая сильная — так называемая «молчаливая вода». Ее должна набрать девушка в полной тишине из 3, 7 или 9 источников. Кое-где бытует представление, что в ночь на праздник нельзя ни пить, ни наливать воду, а в сам день нельзя стирать, иначе заболеет член семьи. К «молчаливой воде» мы еще вернемся.
Лечебные растения на Еньовден
Считается, что на Еньовден различные лечебные растения имеют максимальную целебную силу, особенно на восходе. Поэтому лучше всего собирать их рано утром, до того, как взойдет Солнце. Женщины – знахарки, колдуньи, ходят в одиночестве и собирают растения, которые затем используют для лечения и колдовства. К зиме нужно собрать «77 с половиной» различных трав — от всех болезней и от болезней без названия. Верят, что после Еньова дня лечебные травы теряют свою силу.
Согласно легенде, когда-то, еще до того, как был сотворен человек, лечебные растения были обыкновенными травами, красивыми и благоухающими, не имели целебных свойств, потому что по замыслу, человек должен был быть здоровым и сильным и никогда не болеть. Но, к сожалению, когда Бог создал его из глины и оставил сохнуть, пришел Дьявол-завистник. Он своим посохом с яростью проткнул глиняную фигуру в десятках мест, превратив ее в решето, и ушел с чувством, что выполнил свой дьявольский долг. А утром Бог бросился спасать свое творение. Походил вперед-назад, сорвал какие-то травы и заткнул ими глубокие дырки изрешеченного человеческого тела. Раны мигом заросли, но навсегда остались слабые места человека, открытые болезням и бедам. Но все могли мгновенно излечиться, нужно было только найти ту траву, которую Бог положил на это место.
Многие болезни народ научился лечить травами – точно «семьдесят семь с половиной». От всех есть лечение, кроме этой самой «половины». Поэтому в Еньовден собирают 77 разных растений, а для неизвестной «половины» нужно закрыть глаза и сорвать половину стебля какой-то травы наугад. И, если бог даст, она окажется магической и лечебной. Все эти растения связывают в волшебный «еньов» букетик и, если кому-то случится в течение года заболеть неизвестной болезнью или «нервозностью», «нервным припадком», неспокойным сном, страхом — растения в букетике — то, что вылечит его и поставит на ноги. Лекарственные растения собирают на Гергьовден, Йеремия и Спасовден, но особенно сильна их магия, если они собраны на Еньовден. Говорят, что в этот день любая трава лечебная.
Сбор лекарственных растений часто сопровождают специальным обрядом: «выкупая» травы у самодив: бабушки ставят в круг корзинки, в которые набрали лечебные или магические растения и в полном молчании танцуют вокруг них «сключено хоро». Из растений, среди которых первое место занимает еньовче, женщины делают еньовские букетики и венки по количеству членов семьи, дают им соответствующие имена и оставляют на ночь снаружи дома. Утром по этим букетикам гадают о здоровье того, чьим именем он назван. Затем букетики и венки развешивают в разных местах дома и в течение года используют для лечения. Больных поят отварами или умывают водой, в которой полежали букетики или венки, растениями окуривают помещения.
Травами и цветами, собранными в этот день украшают и большой еньовский венок, через который все пролезают, чтобы быть здоровыми. Он тоже сохраняется и используется для лечения.
Кроме знахарок и травниц в эту ночь растения собирают и девушки. Собранный в ночь на Еньовден букетик из семи, девяти или двенадцати растений имеет силу привлекать и очаровывать избранника девушки. В нем обязательно должны присутствовать «девичьи» растения: божур, седефче, иглика, невен, босилек , ружа, здравец (пион, сафлор, первоцвет, календула, базилик, мальва, герань). В ночь на Еньовден знахарки и колдуньи готовят свои зелья, варя их в новом сосуде, не использовавшемся до сих пор. Согласно народным поверьям, любовные и отворотные зелья варятся на краю села в опустевшем доме. Вода должна закипать постепенно на медленном огне, зажженном от сухих стеблей девясила высокого, который добавит свою силу к силе варящихся трав.
Если женщины и девушки вымоют волосы водой, в которой полежала еньовская трава, они не будут страдать от головных болей, а волосы их будут густые и блестящие. Если привяжут рожь себе на поясницу, то поясница не будет болеть при работе в поле.
В этот день собирают веники для домов, чтобы там не было «плохих духов» и таласымов (призраков). Если намазать животных маслом, взбитым в этот день на рассвете, они будут здоровы и будут давать молоко.
Еньовденьские обычаи имеют и свою темную сторону. В эту ночь действуют ведьмы– бродницы, совершающие обряды «грабенето» (кражи) и «маменето» (обмана, мошенничество). Цель ритуала, который проводят в ночь перед праздником колдуны («мамницы») – присвоить себе плодородие чужих полей, молоко и плодовитость чужих животных Бродницы идут на чужое поле, раздеваются догола и совершают различные ритуалы. Все колосья на поле склоняются перед ними. Прямым остается только один колос и это – царь поля. Колдунья его отламывает и уносит на свое поле или поле того, кто ей заказал «кражу». Верили, что от «царя поля» идет и плодородие. «Обворованное» поле теряет плодородие, а другое – напротив. Поэтому в эту ночь крестьяне идут в поле, чтобы охранять его от таких женщин. Если бродницу поймают, ее гонят голой через все село, и она подвергается всеобщему поруганию. В некоторых местах Болгарии, чтобы уберечься от «грабене», накануне убивают змею и в день праздника через ее рот разбрызгивают по полям молоко.
Забота о сохранении урожая и страх перед силами природы породили еще один ритуал – запрет жать на Еньовден. Согласно поверью это день – « аталия» (плохой) день и верят, что Святой Еньо поразит громом поле того, кто не уважил его праздник, а пошел работать.
Есть поверье, что в ночь на Еньовден небо и земля открываются, и там, где зарыт клад, выходит синее пламя.
ЛЕГЕНДА
Старые люди рассказывают, что когда-то, очень давно, в одном селе жили двое молодых людей – Еньо и Стана. Они очень нравились друг другу. Весь день каждый из них думал только о другом и хлеб был им не в радость, если они не могли видеть друг друга хотя бы издалека. Но отец девушки сосватал ее в другое село. Когда сваты пришли, чтобы забрать девушку, она убежала и добравшись до большого моста через Тунджу, сняла фату и бросилась в реку.
Ее любимый Еньо заболел от печали. Он лежал целых девять лет, девять постелей сгнили под ним. Все это время в селе не упало ни капли дождя, река пересохла, и на скот напал мор.
На десятый год сестра Еньо взяла от ткацкого станка навой (большая катушка, вал для навивки нитей основы) крестом на него положила скалку, обернула детской пеленкой. Затем одела получившуюся куклу (навой — тело, скалка — руки) в женские одежды, накрыла белой фатой и пошла к Еньо. «Вставай Еньо, вставай братец, — говорила она, — посмотри твоя Стана пришла, чтобы стать твоей невестой…»
Широко отворил очи бедный парень, улыбка осветило его измученное лицо, он поднялся, протянул руки и тут же умер. Подули сильные ветры, полились буйные дожди. Зазеленели поля, заблеяли стада, а девушки запели песню о любви. Оттуда пошел обычай «Еньова буля».
ЕНЬОВА БУЛЯ — ключевой ритуал
Ключевое место в праздничной обрядности на Еньовден занимает ритуал «Еньова буля», в котором традиционно участвуют только девушки. Главное действующее лицо — Еньовчето — маленькая девочка 3-5 лет.
Каждая девушка готовит букетик (или по одному на каждого члена семьи) и все букетики села собирают в котле с «молчаливой» водой. Сосуд накрывают красной фатой и оставляют на ночь «под звездами» под розовым кустом. В воду кладут немного овсяных зерен.
Рано утром девушки собираются в доме Еньовчето, одевают ее в наряд невесты, покрывают красной фатой или в белую длинную рубашку и белый платок на голову. Обязательно на талии должен быть пояс из полыни, на голову возлагают серебряную монетку и венок из полыни, а в руке Еньовчето держит букетик из полыни или других цветов. Одна из девушек сажает Еньовчето себе на плечо, и все они отправляются обходить поля, сады, виноградники, кошары и дома. Благословляют каждого крестьянина и целуют ему руку. По пути поют и танцуют, собирают цветы и травы, из которых плетут венки и делают букетики.
Группа обходит село, девушки по очереди носят Еньову булю, котрая во время шествия машет руками, имитируя полет. Ей задают вопросы о будущем урожае, пшенице, кукурузе, ржи, вине, меде и о многом другом. Ее случайные ответы принимают как предсказание, потому что считается, что эти ответы ребенку внушает бог .
После обхода всего селения, группа возвращается в дом, где был оставлен котел с букетиками. Там девушки поют песни-предсказания. Если в котле только девичьи букетики, то гадают на женитьбу, а если замочены букетики всех членов семьи — то на здоровье и плодородие. Девушки обращаются к богине любви Ладе, хотя на Еньовден называют ее по другому. Вместо «Ой, Ладо, Ладо, богиньо младо» – «Ой, Еньо, Еньо, Еньова булка».
При этом обычае «Еньовата буля» (та же маленькая девочка, которая предсказывала плодородие) с закрытым лицом достает наугад из котла кольца или букетики девушек, которые в это время поют песни, упоминая работу, положение в обществе, состоятельность, характер и прочее — все важные вещи, в основном хорошие, но не только — разнообразные, как и в жизни. В конце обряда поливают девочку оставшейся в котле водой и отводят к ее родителям. А каждая девушка берет из котла по несколько зерен овса и на ночь кладет себе под подушку. Верят, что она выйдет замуж за парня, который ей приснится.
Гадание на женитьбу очень распространено и среди болгарских мусульман в Родопах. Вечером накануне Еньова дня девушки собирали букетики из ореховых листьев, в которые вплетали кольцо. Опускали их в медный сосуд с «молчаливой водой» и оставляли на одну ночь под кустом красных роз. Утром собирались на этом месте, сначала умывали лица водой из сосуда, а затем начинали гадать о будущем каждой девушки. «Молчаливая» вода магически освящает букетики и кольца. Оставление под звездами и покрытие красной фатой увеличивает магическую силу. А установка сосуда под розовый куст — магия здоровья.
Другие отправлялись в ночь на Еньовден ночевать в чужой дом. Под подушку клали еньовденьский букетик или кольцо, и верили, что выйдут замуж за того холостяка, кто им приснится.
Народные приметы
Овцы и коровы предсказывают, какая будет зима. Если они лежат на земле, зима будет мягкой, без больших холодов.
Если кукушка перестанет куковать перед Еньовым днем — зима начнется рано и будет тяжелой, а если продолжит и после праздника — начнется поздно и будет мягкой.
Если на Еньовден пастушья собака лежит, свернувшись клубком, зима будет лютой, а если лежит на земле вытянувшись — мягкой.
Еньовден отмечает середину года и является днем равновесия. Давайте в этот день ненадолго остановим свой бег, оглядимся, возьмем силу от природы и спокойно продолжим свое движение вперед. До следующего Еньова дня.
Заглавное фото — Elena Mandjukova