Ильо- воевода
28 мая 1805 года родился Илия Марков Попгеоргиев, более известный как Ильо-воевода, Дядо Ильо Малешевский или Малешевец — болгарский хайдутин и революционер. Его часто называют и «последним хайдутином».
Илия родился в городе Берово. Его дед — поп Георгий был предводителем четы (повстанческого отряда) и погиб в бою с башибузуками у села Пастух. До 20 лет Илия жил в родном селе. После столкновения с турецким главарем, который преследовал его сестер, Илия отправился в Рильский монастырь к своему родственнику, где стал пандурином (охранником). В эти годы (1830 – 1838) он постоянно ходил с оружием, гонял турок и разбойников, встречался с хайдутинами, находившими приют в монастыре. Там он также встречался с Неофитом Рильским и другими просветителями.
В 1838 году он женился и вернулся в Берово. В 1850 году после размолвки с Илией один из лидеров беровских турок Мехмед стрелял по нему из засады и ранил его брата. Илия убил турка и ушел в горы. Собрал небольшую дружину, с которй бродил несколько лет в районе Малешево, Пиянеца и Осогово. Знаменосцем в отряде была его сестра Мария Попгеоргиева.
Во время Крымской войны (1853 – 1856 г.) его отряд увеличился до 70 человек. В 1854 году в Дупнице турки готовились напасть на болгарское население. Узнав об этом Ильо-воевода отправил сообщение, что в случае нападения сравняет с землей турецкую махалу (квартал) и этим спас болгар. Когда турки поняли, что не могут силой справиться с воеводой, они пошли на хитрость. После выхода в 1856 году султанского указа о реформах, паша Скопье отправил своего представителя, который должен был убедить Илию вернуться к мирной жизни. Вскоре из Константинополя пришел приказ не преследовать воеводу, если он и его люди вернутся к мирной жизни. Через кюстендильского митрополита Авксентия I Велесского воеводе было передано письменное торжественное прощение. Вместе с верным товарищем Нико Камбера Ильо пришел в Кюстендил, где власти торжественно его встретили и разрешили носить оружие. Воевода вернулся в Берово, но раскрыл замысел местных турков убить его. Они с Нико Камбера перебили заговорщиков и снова скрылись в горах. Преследуемый большим отрядом он вынужден был искать убежище в Салониках и на горе Афон.
В 1859 году по приказу нишского валии Займал-паши (Зейнела) дом воеводы был разграблен и разрушен, имущество разграблено и уничтожено, а его жена Цона и дети отправлены в Кюстендил, где содержались под строим надзором. Нишский вали приказал схватить прощенных властями четников Ильо-воеводы, возвратившихся по своим домам. Были схвачены 12 человек, четверых из которых публично казнили в Кюстендиле, а остальных в Нише.
В 1860 году Ильо увел свой отряд в Сербию, а в 1861 вступил в Первую болгарскую легию и стал помощником ее создателя Георгия Раковского в военной подготовке легионеров. С огромным старанием и любовью он делился своими знаниями и навыками партизанской войны.
2 июня 1862 года при штурме крепости Калемегдан в Белграде он проявил исключительную храбрость командуя знаменным отрядом легии.
В своих воспоминаниях Петр Берковский писал:
«…Как нас болгар, так и сербов дядо Ильо пленял своим героическим видом, своей откровенностью и добродушием, сопровождавшимися твердой волей и характером. Несмотря на окружавшую его в Сербии непонятную цивилизацию он сохранял свои народные нравы и обычаи. Как его юначество (молодецкую удаль), так и его нравствнность были неподражаемы. В этом отношении он был просто идеалени делал честь нашей народной жизни. При этом он любил проповедовать болгарам ви Сербии патриотизм и ненависть к туркам. А на праздники и каникулы учил болгарских школьников стрелять, для чего покупал им ружья и часто водил их на охоту…»
После роспуска Первой легии сербским правительством Ильо-воевода с частью своей четы обосновался в Крагуеваце. Узнав о его участии в легии, турки снова арестовали его семью и отправили в тюрьму в Скопье, где содержали под строгим надзором. Заключенных посещал Найден Геров и помогал им. Через два года Ильо вернулся в Белград, где князь Михаил Обренович наградил его орденом и пенсией 150 динар.
Во главе отряда из 300 человек, куда входили и его сыновья Никола и Иван, принял активное участие в Сербско-турецкой войне 1876 года. В конце войны, у села Делиград, Ильо-воевода был тяжело ранен. Особенно обидным было то,что его поразила пуля, выпущенная сербским офицером. Вот что говорится о причинах инцидента в воспоминаниях Христо Македонского:
«… в Княжевац … произошел один случай 22 июля, о котором стоит рассказать в двух-трех словах. Множество нас находилось в одном кафе и разговаривали, разумеется о войне. В разговор вмешался и адьютант Хорватовича. Тогда Ильо-воевода начал говорить с адьютантом и уверять его,что сербские войска держатся примерно и знают, что сражаются за свое отечество, но офицеры держатся недостаточно мужественно в бою и поэтому результаты такие. Адьютант, высокомерный и надменный начал ему раздраженно возражать и укорять его за якобы ложные обвинения против сербских офицеров, сказав несколько нецензурных слов в адрес Ильо-воеводы и вообще болгар. Разозленный Ильо-воевода сказал ему: — В городе вы знаете как носить ваши сабли и размахивать ими, а на поле боя бежите от турок!…»
Вследствие раны от сербской пули у Ильо были удалены два ребра и у него плохо двигалась правая рука. За проявленную в войне храбрость он был награжден сербским Таковским орденом.
Руско-турецкая война 1877 – 1878 г. застала Ильо-воеводу в больнице. Еще не оправившись от своей раны он отправился в Свиштов и предоставил себя в распоряжение русского командования, которое присвоило ему звание капитана и поручило командование ополченческой четой. Его отряд действовал в тылу турок в районе Ловчи (Ловеча), а затем вместе с отрядом генерала Гурко перешел через Балканы. После освобождения Софии капитан Ильо Марков был назначен командиром сборной четы, входившей в состав отряда подполковника Юрия Антоновича Задерновского, командира эскадрона 4-го уланского Харьковского полка. Отряд имел задачу преследовать турок в направлении Радомир-Кюстендил.
27 декабря 1877 года был освобожден Радомир, а 2 января 1878 – Дупница. 4 января получив негласное разрешение приблизиться к Кюстендилу Ильо-воевода организовал разведку Конявского хребта,а 8 января вошел со своей четой в село Коняво. Он отправил несколько добровольцев в Кюстендил распускать слух, что идет в авангарде русской армии. Хитрость удалась и Временное городское управление отправило делегацию в Софию к генералу Арнольди. Тот в свою очередь направил в Кюстендил подполковника Задерновского с эскадроном. 11 января 1878 года чета Ильо-воеводы вместе с русскими вйсками торжественно вошла в город. Но на следующий день из-за наступления многочисленных турецких войск со стороны Крива паланка были вынуждены отступить. 17 января сильный русский отряд во главе с генералом бароном Майендорфом и чета на капитана Ильо повторно освободили Кюстендил. По приказу коменданта города Ильо Марков разоружал турецкое население окрестных сел.
В конце января он повел чету к своему родному Малешево. Встреченный с большими почестями, он приказал собрать оружие у турецкого населения и помог избранию советов старейшин во всех селах. 22 марта Ильо-воевода отправился в Сан-Стефано.Там он получил свой очередной орден «За храбрость». «Болгарское царство», установленное воеводой в Малешево просуществовало около двух месяцев.
После подписания в 1878 году Берлинского договора, согласно которому Малешевско оставалось под турецкой властью, Ильо-воевода с семьей поселился в Кюстендиле. Построил дом, но не переставал работать ради освобождения Македонии. Вместе с митрополитом Натанаилом и Стефаном Стамболовым разрабатывал план ее освобождения. Участвовал в Кресненско-Разложском восстании 1878 – 1879 г., действуя со своей четой на правом берегу реки Струма. По настоянию Стефана Стамболова Народное собрание выделило ему ежемесячную пенсию в размере 220 левов.
Несмотря на преклонный возраст Ильо-воевода со своей четой принял участие и в Сербско-болгарской войне 1885 года. Чета входила в состав Радомирского отряда под командованием Димитра Беровски. Сражалась при Брезнике, Сливнице, Враня, Краиште и при селе Извор. Из-за участия в войне сербское правительство лишило Ильо-воеводу пенсии, назначенной ему князем Обреновичем.
В 90-е годы XIX века, когда началось активное четническое движение в Македонии и Одринском крае, Ильо-воевода с интересом следил за событиями и поддерживал четников, проходивших через Кюстендил. Престарелый Ильо давал ценные советы при создании четнического движения Внутренней македонско-одринской революционной организации (ВМОРО).
Умер в Кюстендиле 17 апреля 1898 года. На его торжественных похоронах присутствовало огромное число горожан, его приверженцев, почитателей и друзей.
Необыкновенная храбрость Ильо-воеводы и его подвиги воспеты во множестве народных песен и еще при жизни создали ему легендарную славу. В 1934 году в городе установлен бюст, а в 1978 году- памятник воеводе. В 1978 году Ильо-воевода удостоен звания «Почетный гражданин Кюстендила». Бюст-памятник ему также установлен в Благоевграде.
Дом Ильо-воеводы в Кюстендиле реставрирован, и в 1981 году открыт как музей. В нем находится экспозиция «Национально-освободительная борьба населения Кюстендильского края».