Первый русский монастырь в Болгарии
В конце Русско–турецкой войны 1877-78 г.г., дивизия знаменитого «Белого генерала» – Михаила Скобелева остановилась в районе города Ямбол, на горе Бакаджик. С одной стороны от нее в полусотне километров находился турецкий город Эдирне, где было заключено одно из первых перемирий между турками и русскими войсками, с другой – бескрайние болгарские земли. Генерал давно принял решение об основании в Болгарии Храма – памятника погибшим воинам. На Бакаджике его мечта стала реальностью. Так возникла первая на болгарской земле Русская православная церковь «Александра Невского», вокруг которой вырос мужской монастырь «Святой Спас».
Об этом уникальном месте сохранилось не так много свидетельств и не написаны десятки книг. Туристы и живущие в Болгарии русские позабыли о нем. Много лет в монастыре живет один человек – иеромонах Сафроний, который заботится о нем и его небольшом хозяйстве. В июне этого года монастырю исполняется 140 лет. Ниже мы приводим отрывок перевода русский язык из болгарской книги об этой Обители. Это отрывок – часть непростой и трагичной истории монастыря рассказывает о его «русском периоде», времени, когда монастырь подчинялся Русской Православной церкви. Возможно, прочитав ее, вам захочется посетить это место, которое стало памятником мужества и дружбы русского и болгарских народов. Книга на русском языке выйдет в свет в мае-июне этого года.
Монастырь СВ. Спас, вр. Бакаджик, Ямболско.
Автор перевода Алексей Фляжников
Редактор Матвей Фляжников
…2 апреля (по старому стилю) 1879 г., государь Александр Второй Освободитель вышел на ежедневный променад возле дворца в Санкт-Петербурге. По аллеям парка прогуливались офицеры царской гвардии и было многолюдно. Там же был и 33-х летний учитель истории Александр Константинович Соловьев. Когда царь приблизился, Соловьев открыл по нему огонь в спину. Александру Второму чудесным образом удалось избежать ранения и ни одна пуля из четырёх не попала.
В это время на «Высоком холме Бакаджик» рядом с Ямболом был заложен камень первого в Болгарии храма-памятника, посвященного событиям Русско-турецкой Освободительной войны (1877-78 гг.) Для хронологического уточнения напомним, что второй храм-памятник «Свети Александр Невски», который стоит в центре Софии был заложен позднее Бакаджикского на 25 лет (1904г.), а освящен в 1924 г., т.е. через 40 лет после первого.
После новости о чудесном спасении царя Освободителя от третьего на него покушения и было решено назвать храм на « Высоком холме Бакаджик» в честь святого Александра Невского, известного русского князя восьмого века, канонизированного церковью, покровителя царя Александра Второго. Считается, что именно этот святой спас царя при покушении 1879 года.
А инициатором строительства этого храма, стал прославленный русский полководец Михаил Дмитриевич Скобелев (17.08.1843 – 25.06.1882 г.г.), известный как «Белый Генерал». Его 30 –я пехотная дивизия остановилась в Ямболе в конце 1878 г. В начале следующего года генерал-лейтенант начал обсуждать с ямбольцами идею строительства храма «Об увековечивании памяти о русских, погибших в Болгарии во время освобождения от турецкого ига», (как сказано в одном из обращений за материальной помощью). Идея Скобелева была реализована совместно русскими и болгарскими силами на северном склоне самой западной вершины горы.
На этой вершине когда-то стоял старый болгарский монастырь «Свети Спас», сгоревший во время Апрельского восстания (1876). Тут было решено построить часовню.
Утверждается, что Скобелев лично выбрал Бакаджик для места будущего храма, который начали строить в 1879 г. его воины из 30-ой пехотной дивизии. Автором проекта стал русский архитектор Смирнов. Средства для строительства собирали через пожертвования в России и Болгарии. Помогали и мать «белого Генерала» – Ольга Николаевна Полтавцева-Скобелева и сестра его – княгиня Белосельская.
Активное участие при строении и сборе пожертвований приняло население близлежащих сел. Селяне привозили на телегах (особенно на монастырский праздник – Спасовден), свои скромные, но от сердца собранные дары: шерсть, зерно, коноплю, выделанные кожи — все, что могли жертвовали Храму. Собранные товары «разыгрывали» на торгах и выигранное входило в фонд строительства. Даже беднейшие вносили свою лепту в благодарность за пролитую за болгарскую свободу братскую кровь.
Скобелевская церковь «Св. Александр Невски» — это постройка без церковных приделов, длинной 16.7.м. и шириной 5.2.м. Интересно и то, что в ней существует женское отделение, что не часто встретишь в наших монастырях. Оно оформлено простой деревянной резьбой, с разнообразными мотивами.
12 мая 1879 года, накануне выхода русских войск из Болгарии, Скобелев подарил «своему» Храму великолепное Евангелие и массивный крест с гравировкой. После того, как «Белый Генерал» покинул Болгарию, основная ноша по окончанию строительства легла на плечи священника скобелевской дивизии – иеромонаха Партения Павловича Гетмана (1824 г.р., Киев – 14.08.1900 г.) Он стал и первым игуменом возникшего возле Храма нового монастыря, носившего имя «Свети Спас». Во время игуменства Гетмана (продолжавшегося до самой его смерти), в течение 1884 года, храм «Св. Александр Невски» был уже официально освящен в присутствии множества гостей, среди которых был и русский генеральный консул Восточной Румелии Александр Сорокин. Старинный гроб игумена Партения сейчас находится в восточной стороне Храма. Надпись на нем на русском языке гласит: «Тут упокоено тело первого настоятеля этого храма иеромонаха Партения, почил 14.08.1900 г. на 76-м году жизни.»
Иеромонах Партений оставил о себе самые добрые воспоминания и впечатления у местного населения, которое любовно называло его «Дядо Батюшка». Это же имя носил и второй игумен «скобелевского» монастыря – иеромонах Ювеналий, который под этим же прозвищем оставался на своем посту до 1915 года. (Впрочем, «батюшка» – по-русски означает «отец», и так зовут всех русских монахов). Впоследствии так называли и следующего русского игумена монастыря – Батюшка Кирилл.
Софья Барсукова- Богуславова в своей книге «Русский след в Варне» (2009 г.) рассказывала о втором игумене «Св.Спаса»: «Монах Ювеналий прибыл с большими средствами. Он построил кухню, столовую, большое двухэтажное здание, посадил виноград, о котором заботились монахи и послушники. Завели пчел. Тут регулярно ночевал русский консул и останавливался в большом здании. Напротив монастыря в скалах отец Ювеналий выкопал пещеру и вырыл колодец, выписал из Италии скульптора и создал статую «Христос и самарянка». Во время его управления церковь стала приходской. И в середине 1912 года, несмотря на то, что в Ямболе церквей было целых три, в ней венчался известный ямбольский поэт Васил Карагозов (После, во время атеистического тоталитаризма, многие жители Ямбола предпочли этот незаметный Храм для венчания и крещения …)
Шел 1915-й год, когда Болгария вступила в Первую мировую войну на стороне Тройственного союза (Германия, Австрия и Османская империя) против Антанты (Великобритания, Франция, Россия). Монастырь на Бакаджике принадлежал Русской Православной церкви и в нем служили русские монахи. Тогдашнее болгарское правительство Васила Радославова объявило «Скобелевию» гнездом русского шпионажа и интернировало монахов в город Котел. Там и умер второй «Дядо Батюшка»…
В 20-тых годах ХХ века деятельность монастыря на Бакаджике была восстановлена. Из-за радикальных изменений в России он стал подчиняться Русской православной церкви за рубежом. И был в этой церкви человек, который всегда молился за Болгарию – «Софийский чудотворец» – архиепископ Серафим (Соболев) ( 1881 – 1950 г.г.), причисленный к лику святых 26 февраля 2014 г. В ноябре 1925 года, в «Русском монастыре Св.Спас» он рукоположил иеромонаха Кирилла Александровича Попова, третьего игумена монастыря. Кирилл совсем не случайная личность.
Он родился в тогдашней русской столице Санкт-Петербурге 11 мая 1886 года, в день Св. Кирилла и Мефодия, в семье протоиерея Александра Попова и Ольги Близнецкой. Выросший в благочестивой христианской семье, Кирилл Попов с ранних лет принимал участие в богослужениях своего отца. В родном городе он получил среднее образование и поступил в университет, на историко-филологический факультет. Знал французский, немецкий, латынь, старогреческий языки. После большевистского переворота был вынужден уехать из страны, нашел прибежище в Болгарии («для спасения веры» – пишет Ольга Богословова). 21 ноября 1925 года он стал монахом, и через некоторое время был рукоположен отцом Серафимом (Соболевым). Тут, на Бакаджике, Кирилл проживал больше десяти лет, до сентября 1936 года. И со дня основания в 1879-м году и вплоть до 1934-го года (целых 55 лет), монастырь находился в подчинении Русской, а не Болгарской церкви, в нем жили до 19-ти русских монахов. Он официально именовался «Руски Спасо-Александроневски мъжки монастир край Ямбол» и безусловно был очень важен для русского Православия. Доказательство этого – пребывание в нем в августе 1935-го года наидрагоценнейшей святыни Русской православной церкви за рубежом – древней Курско-коренной чудотворной иконы Пресвятой Богородицы («Знамение»). Она была найдена 8 сентября 1259-го года в лесу недалеко от Курска и до 1918-го года находилась в этом городе, а позже – в Нью-Йорке, в Знаменском Храме. Кроме монастыря на Бакаджике, икона побывала и в самом Ямболе, где была торжественно встречена, и находилась в Храме «Св. Николаи».
Об этом историческом событии, пребывании чудотворной иконы на Бакаджике, напоминает и один исключительно ценный снимок. На нем, под липой у дверей Храма «Св. Александр Невски» слева направо сидят архиепископ Серафим (Соболев), сопровождающий икону курский архиепископ Теофан и игумен иеромонах Кирилл. За архиереями стоят в ряд 11 русских монахов, а за ними – наши земляки.
Годом позже русских монахов уже не было на Бакаджике… Сам иеромонах Кирилл 15 сентября 1936 года стал приходским священником в селе Шипка, в тамошнем Храме-памятнике и служил там до 1938 года. В течение последующих 30-ти лет жизни, о. Кирилл Петров служил также в Пернике, Пловдиве, и самое долгое время в Варне. Там же в 1948 году он стал архимандритом, а 1 марта 1959 г. вышел на пенсию. Однако, продолжал служить без зарплаты до самой смерти, 19 февраля 1967 года.
В воспоминаниях Николая Детистова, старого ямбольца, прихожанина русской церкви, относящееся к 1927-30г.г. говорится: «Тогда все знали, что монастырь русский…Главный священнослужитель был о. Кирилл. Работниками монастыря были монахи, которые помимо того, что занимались сельскохозяйственной деятельностью, участвовали и в церковных службах. Думаю, что все они были образованными людьми. Внутри до сих пор звучат чудесные церковные песнопения. У меня появился интерес к хоровой музыке и впоследствии я сам занимался ею в качестве дирижера около 45 лет.»
…. В 1934 году, после переворота 19 мая, новое болгарское правительство во главе с профессиональным революционером Кимоном Георгиевым путем обмена послами решило установить регулярные дипломатические отношения с правительством СССР. Советским посланником в Болгарии стал Федор Раскольников, которому было передано «русское церковное имущество в Болгарии», а именно церковь «Святой Николай» в Софии, мемориальный Храм на Шипке и русский монастырь «Святой Спас». Чтобы нанести решительный удар по «белогвардейской» русской церкви за границей, Раскольников передал принадлежащее ей имущество Болгарской православной церкви. Живущие на Бакаджике монахи (числом около десяти), должны были оставить Обитель. Из жития Св.Серафима (Соболева): «…Начались новые тревоги и ходатайства Святителя перед властью о представлении другой обители изгнанному братству…БПЦ отнеслась с сочувствием к мольбам Владыки. В 1936-м году русским монахам дал приют монастырь «Св. Архангел Михаил» недалеко от Софии.
Вероятнее всего это произошло 15 сентября 1936 года. В это время игумен монастыря Кирилл уже был приходским священником Храма – памятника на Шипке. Так, в 1936 году, завершилось русское монашеское присутствие в монастыре на Бакаджике, начавшееся в 1879 –м году, когда генерал Скобелев создал там церковь «Св.Александр Невский» ….