35 лет походу «Перуна»
(22 июня — 22 сентября 1987) По материалам статьи Теодора Рокова (Археологический музей – Варна)
В конце десятого века, говорится в «Повести временных лет», киевский князь Владимир Святославич заключил «мир с болгарами, и клятву дали друг другу, и сказали болгары: тогда не будет между нами мира, когда камень станет плавать, а хмель тонуть». С тех пор славяне нередко совершали торговые плавания по Днепру и Черному морю.
То, что древние славяне были хорошими мореходами, ни у кого не вызывает сомнений. А вот как выглядела их ладья, единого мнения нет: до сих пор археологам попадаются лишь фрагменты судов времен Киевской Руси.
В 1985 году члены пловдивского клуба «Магелан» под руководством его председателя – доктора Гаро Томасяна разработали проект строительства экспериментальной модели средневековой славянской ладьи. Они собрали все имеющиеся письменные сведения по этой теме, а также внимательно изучили средневековые изображения, обнаруженные в Болгарии. В 1986 году чертежи ладьи были готовы. Она представляла собой одномачтовое судно с гребными веслами. Дно было плоским, имитировавшим выдолбленное бревно с наращёнными бортами.
— Мне советовали делать ладью круглодонной, наподобие драккара викингов, — рассказывал Томасян. — Действительно, такой корпус помогает судну «отыгрываться» на морской волне. Но значительная часть «пути из варяг в греки» проходила по рекам с перекатами и волоками. А катить посуху на бревнах легче судно, у которого плоское днище. И вряд ли древние славяне пренебрегали этим важным обстоятельством
Несколько ранее на Днепре около острова Хортица были обнаружены остатки ладьи IX – X века. Команда доктора Томасяна на месте ознакомилась с находкой – частями дна ладьи, выдолбленной из целого дерева. Получив подтверждение, что они двигаются в правильном направлении, команда приступила к постройке модели. Эта задача была возложена на 65-ленего Фому Данаилова, потомственного строителя лодок из староверческого варненского села Казашко, о котором я вам рассказывал. Его отец – Кондрат Данаилов, изготовил лодку для болгарского царя Бориса ||| и лично получил свидетельство мастера из рук монарха. Вместе с сыном Иваном — участником экспедиции — он за три месяца воссоздал ладью-дощаник. Историки отметили, что «сшита» она, как и все детали ладей IX—X веков, найденные при раскопках в Старой Ладоге, по-древнему.
Ладья имела следующие характеристики: длина – 7 м., ширина – 1,9 м., высота на носу – 1,4 м., высота на корме – 1,1 м. Дно было плоским, изготовленным из дубовых досок толщиной 5 см, шпангоуты (ребра) – прямые, также дубовые. Высота бортов – 75 см. Борта были сделаны из сосновых досок, проконопачены паклей и просмолены. Ладья имела мачту высотой 4 метра и рею длиной 3,3 метра, изготовленные из сосны.
Парус- прямоугольный, льняной, площадью 8,5 кв. м, с изображением трех варяжских воинов. Такелаж был изготовлен из конопли. В ладье имелось три банки, для двух гребцов каждая, и отдельное место для рулевого. Имелось 6 основных и 2 запасных весла длиной по 3,7 метра. Весла и уключины к ним были изготовлены из ясеня. Для управления ладьей использовался руль «латинского типа», прикрепленный к корпусу кожаными ремнями. На бортах были подвешены 6 дубовых щитов (по традиции гребцы одновременно являлись воинами). Нос ладьи был оформлен в виде головы лошади с гривой из льняных веревок. Резьбу по дереву выполнил художник Иван Ангелов.
Все деревянные части были обработаны льняным маслом и топленым пчелиным воском. Ладья была снабжена одним двурогим железным якорем, который опускался и поднимался при помощи плетеного каната. Общий вес ладьи составлял 350 кг, что позволяло экипажу из 7 человек в случае необходимости довольно легко перемещать ее по суше. Максимальная грузоподъёмность ладьи была около 4 тонн при осадке около 20-25 см. В сочетании с плоским дном это обеспечивало судну хорошие мореходные качества на реках и мелководьях вдоль побережья.
«Из варяг в греки»
Свое первое плавание экспериментальная модель славянской ладьи совершила по южному участку торгового пути, известного в средние века как путь «из варяг в греки». Путешествие от Киева по Днепру через Черное море до Месемврии (Несебър) подробно описано византийским императором Константином Багрянородным. Летом 1987 года ладья была грузовым автомобилем доставлена из Варны в Киев. Туда же прибыл и ее болгарский экипаж. В походе ладью сопровождали яхты «Лтава», «Фемида» и «Славутич».
20 июня ладья отправилась из Киева на юго-восток, вниз по течению Днепра. Многочисленные пороги, из-за которых в прошлом суда приходилось вытаскивать на берег и перемещать по суше, сегодня не являются препятствием для речного судоходства. Почти на всем протяжении Днепра построены пять больших гидроэлектростанций. Водохранилище каждой из них само по себе является небольшим морем. Суда попадают из одного водохранилища в другое через систему шлюзов. Маршрут ладьи проходил и мимо острова Хортица.
По описанию Константина Багрянородного, славяне, плавая по Днепру, останавливались в этом месте на отдых и совершали языческие жертвоприношения под огромным дубом, чтобы избежать опасностей дальнего пути. Плавание продолжалось на юго-запад мимо города Херсон. Выйдя в открытое море, ладья прошла мимо острова Березан и продолжала двигаться на юго-запад. Вдоль румынского берега ладья прошла без остановки, совершая переходы и ночью и, наконец вошла в болгарские территориальные воды. Первой остановкой на болгарском берегу стал Дуранкулак. Плавание продолжалось на юг до 19 июля, когда ладья вошла в порт Варна.
Согласно описанию Константина Багрянородного, плавание от Киева до Месемврии занимало около 35 дней. В современных условиях и с современным экипажем экспериментальная модель средневековой славянской ладьи проделала путь в 1800 км от Киева до Варны за 31 день. Плавание совершалось в основном в светлое время суток, поблизости от берега. Продолжительность дневного перехода составляла около 10-12 часов, за это время ладья преодолевала около 60 – 70 км. При движении только на веслах средняя скорость составляла 2,5 — 3 узла. При попутном ветре использовался парус и скорость возрастала до 3,5 – 4 узлов. Во время первого этапа путешествия – по Днепру, члены экипажа ночевали на берегу, в населённых пунктах. На втором этапе – в Черном море – ночевали на судах сопровождения. В конечном счете первое плавание ладьи оказалось настоящим испытанием как для самого судна, так и для его экипажа.
Ладья уверенно преодолела и многочисленные отмели днепровских плавней, и шторм в Черном море. Последнее испытание выпало близ Варны: на попутной волне судно врезалось в притаившуюся под водой скалу. Но его двухслойное днище выдержало. А когда накатила следующая волна, плоскодонная ладья без помощи людей сошла на глубину.
«Тих бял Дунав»
Летом 1988 года экспериментальная модель славянской ладьи отправилась во второе путешествие. Новый маршрут был разработан на основе письменных свидетельств о походах хана Омуртага по рекам Дунай, Драва и Сава против империи франков в IX веке. Ладья была по суше доставлена из Пловдива в Будапешт. Состав ее экипажа был почти тот же, что и в 1987.
1 июля ладья отплыла из Будапешта по Дунаю на юг. Следуя течению реки, маршрут экспедиции, начавшись в Венгрии, прошел последовательно вдоль берегов четырех стран. В порту города Бая ладья официально получила имя верховного славянского бога Перуна. Следующей крупной остановкой стал город Мохач. Оттуда плавание продолжалось по территории Югославии (Сербии). Миновав порт Апатин, экспедиция достигла устья реки Драва. Отсюда «Перун» почти 30 километров шел на веслах против течения. Затем плавание продолжалось опять по Дунаю. Следующей большой остановкой был город Нови Сад, где возвышается Петроварадинская крепость, известная как «Гибралтар на Дунае».
Плывя по течению, ладья миновала Белград, пограничный пункт с Румынией – Велико Градиште и ущелье «Железные врата» — самое узкое место на всем Дунае. Затем ладья прошла через шлюзы водохранилища «Джердап», мимо румынского города Турну Северин и устья реки Тимок.
Ночью 19 июля «Перун» достиг стен крепости Баба Вида в Видине, что стало финишной точкой экспедиции.
Во время плавания за 20 дней было пройдено 1100 км. Дневной переход длился от рассвета до заката. За это время преодолевалось в среднем 50-60 км. Несмотря на то, что большая часть пути шла по течению, экипажу приходилось усиленно грести по 10-12 часов каждый день. Парус использовался в редких случаях, когда дул попутный ветер. При этом скорость «Перуна» возрастала до 12 км/ч. В течение всего путешествия ладья старалась держаться ближе к берегу, поскольку фарватер Дуная отличается интенсивным движением судов. Экипаж часто ночевал в палатках на берегу. Интенсивная многочасовая гребля под палящим солнцем, ежедневное перетаскивание багажа из ладьи в лагерь на берегу и назад, а также рои надоедливых комаров не давали экипажу забыть о том, что их экспедиция немного отличается от романтической лодочной прогулки по «тихому белому Дунаю».
По волнам Эгея
Летом 1989 года состоялось третье плавание «Перуна». Его маршрут был разработан на основе письменных свидетельств о морских осадах Салоник славянами в VI веке. Ладья была по суше доставлена из Пловдива в порт Салоники. Экипаж состоял из участников двух предыдущих экспедиций. Для этого плавания на ладье был установлен бензиновый двигатель. Снабжение топливом и провизией осуществлял микроавтобус, следовавший за ладьей по суше. Заправка производилась в местах, где автодорога шла по берегу.
29 июня «Перун» отплыл из Салоников в южном направлении. Из-за необходимости постоянной связи с микроавтобусом, ладья все время двигалась вдоль берега. Уже в начале плавания волнение на море достигало 3 баллов. В этих условиях судно демонстрировало отличные мореходные качества. Благодаря своему плоскому дну и отсутствию киля, оно не рассекало волны, а скользило по ним, сохраняя устойчивость. Маршрут проходил мимо берегов Фессалии и полуострова Магнезия. В следующие дни волнение увеличилось до 4 баллов. У ладьи был поврежден руль. При попытке завести бензиновый двигатель выяснилось, что и он вышел из строя. В ближайшем порту «Перун» вытащили на берег и отремонтировали.
Плавание продолжалось на юго-восток через пролив между островом Эвбея (Εύβοια) и берегом области Беотия. У города Халкида (Χαλκίδα) в самом узком месте пролива находится мост, связывающий остров с континентом. Проходя под ним, «Перун» задел его верхушкой мачты. Выйдя в открытое море, ладья направилась на север-запад мимо мыса Сунион и 17 июля бросила якорь в порту Пирей – конечной точке маршрута.
Во время этого плавания за 20 дней было пройдено около 7600 км от Салоников до Афин. Дневной переход также длился с рассвета до заката, в день ладья преодолевала в среднем 70-80 км. Использовались как весла и парус, так и бензиновый двигатель (из-за малой мощности и ограниченного запаса топлива – только при сильном волнении, встречном ветре и для маневрирования в портах). Экипаж ночевал как на берегу, в удобных для стоянки местах, так и в открытом море. Переменчивая погода, постоянное сильное волнение, проблемы с двигателем и общая усталость сделали для экипажа экспедицию самой тяжелой из трех.
Перевод с болгарского. Источник