Легенда о Сирме-воеводе
Есть одна народная песня о болгарке, которая убила и спрятала труп насильника-поработителя. Перед судом она не оправдывалась, а, наоборот, хвалилась:
Ербап съм била, че съм го убила, хитра съм била, че съм го скрила (Ловкая я была, что его убила, хитрая я была, что его спрятала).
До нас дошли имена более чем 50 болгарских женщин-хайдутинов, и это только за XVIII и XIX века.
В этой народной песне рассказывается об одной из самых известных женщин-воевод – Сирме.
Удивление народного певца, что женщина стала воеводой, отражает господствовавшее веками положение болгарки – вне общественной жизни и борьбы, в которых почти единоличным действующим лицом был мужчина.
Несмотря на это, время османского ига было настолько тяжелым и страшным, что и женская рука была вынуждена подняться на защиту чести, семьи и родины. Отражение этого явления мы видим в ряде преданий о женщинах-хайдутинах, таких как Сирма-воевода.
Она была реальной личностью, родилась в 1776 году в семье Стрезо Дичова – известного резчика по дереву и живописца, и его супруги Ангелины. Настоящее ее имя – Сирма Крыстева. Имя Сирма греческого происхождения и означает «магия», но одновременно в некоторых местах Болгарии так называют серп. И оба этих значения полностью соответствовали характеру и поступкам девушки. После того как ее лучшую подругу Ружу вместе еще с несколькими девушками похитил местный богатый турок, на Гергьовден 1794 года молодая Сирма собрала маленькую дружину и вступила на путь хайдутства. Ей было тогда всего 18 лет.
На протяжении двадцати лет Сирма-воевода действовала в Македонии – Дебырском, Кичевском, Крушевском районах и вокруг Прилепа. Базы ее четы находились преимущественно в горах Шар-планина и их ответвлениях – Бабин трап, Стогово, Барбура, Кырчин.
Чета защищала население в тех краях от бесчинств албанских разбойничьих банд и прославилась ликвидацией Амза-бея – одного из самых опасных притеснителей местного населения. В сражении с его бандой Сирма была тяжело ранена и дружина распалась. С воеводой остался, чтобы заботиться о ней, только байрактар (знаменосец) дружины Вылко Спиров из Крушево.
Интересно, что почти никто из хайдутинов не догадывался, что их вожак – женщина. Именно об этом рассказывает легенда – что Сирма притворилась мужчиной и поэтому смогла возглавить отряд.
Согласно преданию, хайдутины не хотели, чтобы их вожаком была женщина. Когда тайна открылась, они разозлились и потребовали, чтобы Сирма отказалась от своей «должности».
В дополнении Димитра Миладинова к сборнику фольклора, составленного им вместе с братом Константином, сказано «парни, которых она водила, узнав, что она девушка, сорвали петлицы с ее груди…».
Сирма предложила своим четникам разные способы определить того, кто достоин быть новым воеводой. Одним из испытаний была стрельба на точность и только одна Сирма смогла попасть в кольцо, привязанное к далекому дереву.
Среди других испытаний было состязание – кто дальше бросит камень. И снова победила Сирма. Она победила во всех испытаниях и семьдесят человек, которые составляли ее отряд, решили, что она должна остаться их вожаком.
После нескольких лет бурной хайдутинской жизни в лесах в 1818 году Сирма вышла замуж за Вылко Спирова и поселилась в Прилепе. Димитр Миладинов встречался с ней в 1856-1857 годах и с восхищением рассказывал, что пожилая женщина могла за день пройти от Крушево до Прилепа и обратно!
В комментариях к песне о Сирме-воеводе, вошедшей в сборник «Болгарские народные песни» под номером 212 (раздел «Хайдутски песни»), Миладинов рассказывает о своей встрече с ней:
Ее восьмидесятилетнюю мы видели в городе Прилеп и из ее уст услышали о ее молодости. В спальне под подушкой она держала полные кобуры и сабли висели на стене над ней.
К несчастью, злая судьба настигла Сирму в конце жизни. В 1864 году она была убита турками по дороге из Прилепа в Варош. На ее похоронах собралось огромное число людей. Сегодня восковая фигура Сирмы-воеводы находится в музее македонской борьбы в Скопье.
По материалам сайта «Болгарская история». Ася Сократова
Заглавная картинка — Сирма Воевода (слева на коне) на барельефе, Скопье, Северная Македония.
Всех женщин, о которых известно, что они участвовали в хайдутском движении, можно разделить на три сильно различающиеся категории:
- Воеводы (или воеводки), каких было большинство – 71.2
- Байрактарки (знаменосцы) – 5.8 %
- Рядовые женщины- хайдутинки – 23%
Существовали, как смешанные хайдутинские дружины, в которых женщины и мужчины сражались плечом к плечу, так и чисто женские отряды.
Мы планируем продолжить тему женщин-хайдутинок и рассказать вам как о некоторых выдающихся воеводках, так и о явлении в целом.