София через века: Первые велосипедисты

Сегодня в мире существует более миллиарда велосипедов, что делает его самым массовым транспортным средством.

Первые велосипеды появились в недавно освобожденной Болгарии примерно в 1886-1888 годах. Новое чудо техники стало одной из основных тем разговоров, взбудоражив народ и надолго лишив покоя собиравшихся на уличных скамейках бабушек. Никогда не видевшие ничего подобного, софиянцы с изумлением наблюдали за экзотическим механизмом, который сам Иван Вазов назвал «дьявольской повозкой». 

велосипед
Первый велосипед в Софии -1883 г
Гено Стоянов – Арабаджията со своим внуком Евгением и первым болгарским велосипедом.1933 г. Нова Загра, архив

В Софии появился первый велосипед, управляемый Митовичем. Это было одно большое колесо, может быть 2 метра в диаметре, которое сохраняло равновесие, благодаря прикрепленному позади него другому, меньшему, колесу диаметром около 30 сантиметров. На дугообразном рычаге, соединявшем два колеса, имелось примитивное сиденье. Чтобы сесть на него, требовалось высоко подпрыгнуть. Велосипедист торчал сверху, как будто поднялся на некую башню. Колеса были из твердой красной резины, а скорость, с которой двигался велосипед была очень маленькой. Падения, однако, были частыми. Вскоре появились велосипеды с одинаковыми колесами, которые наводнили Софию, тогда велосипед Митовича стал комичен и его забраковали.

— рассказывает Георгий Каназирски-Верин в книге «София преди 50 години» («София 50 лет назад»).

Называвшиеся первоначально бициклами, они закупались преимущественно в Австро-Венгрии, Германии, Франции и Италии и ввозились в столицу жившими здесь иностранцами. Как мы видим из описания Каназирски-Верина, они не особенно напоминали знакомые нам сегодня современные велосипеды, а имели довольно комичный вид.

Несмотря на панику, которую в самом начале вызвали бициклы, жители болгарской столицы довольно быстро привыкли к ним и, вскоре все больше людей стали приобретать себе модную новинку. Велосипед служил как для передвижения, так и для отдыха и развлечения. Стало чем-то обыденным, когда в праздничный день несколько человек катались на своих новых велосипедах по бульвару Царя Освободителя и Цариградскому шоссе. Часто велосипедисты устраивали экскурсии в Софийско поле (Софийскую долину), а иногда предпринимали длительные путешествия по всей Болгарии, оставляя после себя в селах тему для долгих разговоров.

Орлов мост в начале прошлого века, где собирались велосипедисты. Фото с сайта «Стара София»

Вскоре велосипедов стало так много, что велосипедисты ощутили естественное желание объединиться, заложив основы Софийского велосипедного общества. Официально оно было создано 3 января 1889 года, учредителями были 16 человек, в большинстве своем – германские подданные. Поэтому и устав общества был напечатан на немецком языке.

По другим данным первый велосипед привез в Болгарию в 1883 году тырновский предприниматель Методи Хаджипетков. Это была английская модель с большим передним и малым задним колесом.

Методи Хаджипетков

В 1885 году Хаджипетков создал первое сообщество болгарских велосипедистов, а его жена Недялка и сестра Кинка стали первыми в стране велосипедистками. В 1893 году Методи путешествуя по Америке посетил Всемирную выставку в Чикаго, откуда привез еще три велосипеда (а также детские санки и коньки). На новых велосипедах совершались дальние велопробеги – в том числе и до Русе (протяженностью около 100 км.). Так был основан велосипедный клуб в Русе.  По его примеру стали организовываться велосипедные общества и в других городах. В 1901 году Методи, Недялка и Кинка организовали первый съезд всех велоклубов, существовавших в то время в стране.

Методи Хаджипетков — крайний слева

10 лет спустя в клубе состояло уже 78 членов, что заставило его руководство просить общину (муниципалитет) о сооружении «на городской территории велодрома и павильона возле него». Вскоре эти планы осуществились,в столице появилась «аллея для велосипедистов от Орлова моста до конца городского района (в районе нынешнего стадиона «Васил Левски»).

Методи Хаджипетков. Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com/

В последующие годы по всей Болгарии, в том числе и в столице, начало проводиться множество регулярных велосипедных сборов и совместных поездок. В 1909 году стартовал первый велопробег по горе Витоша, повторяющийся каждый год до наших дней. Восторженные речи, наполненные похвалами в отношении технической новинки, лились из уст интеллигенции на этих собраниях. Велосипед воспринимался как важная часть культурной и хозяйственной революции в Болгарии. 

Тома Димитров из Плевена, член на велосипедного общества, 1906. Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com/

В 1908 году община выделила и «место около 20 гектаров за Александровской больницей, около шоссе к селу Княжево», на котором двумя годами позже была построена эллипсовидная трасса длиной 333 метра. Там проводились соревнования велосипедистов и даже был организован национальный велосипедный съезд.

К сожалению, дальнейшее усовершенствование этого спортивного объекта было прервано Балканской войной, а построенный на нем временный павильон-буфет в 1912 году был разрушен при взрыве хранившихся в нем боеприпасов и взрывчатки Македонско-одринского ополчения.

Пожилой член Болгарского велосипедного союза с многочисленными знаками отличия, готов к велопробегу. София, Орлов мост, 30-е годы ХХ века. Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com

Несмотря на это, руководство софийского велосипедного общества не отказалось от своих амбиций. В ожидании Балканиады родились новые планы по созданию современного велодрома с бетонной трассой. В 1931 году в Софии был открыт первый на Балканском полуострове цементный велодром и Балканские игры прошли на действительно современном велотреке.

Почтовая марка «Балканиада 1931»

С годами велосипедистов становилось все больше и, хотя с появлением и широким распространением автомобилей, их число начало уменьшаться, в последние годы в Софию, несомненно, возвращается веломода. Велопрогулки, старт которым был дан в начале прошлого века, каждый год привлекают новых и новых участников. Все большее число софиянцев осознают, что велосипед не только средство развлечения и отдыха, но и эффективная замена автомобилю. 

Кстати, велосипед по-болгарски – «колело», езда на нем «колоездене», а велосипедист – «колоездач». 🙂

Перевод с болгарского. Источник. Заглавное фото — одни из первых велосипедистов в Софии на Орловом мосту. (Фото — Стара София)

Кстати, я уже рассказывал о первых автомобилях в Болгарии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.