Восстание «Надежды»

Ровно 101 год назад, 15 декабря 1918 года началось восстание на болгарском крейсере «Надежда», находившемся на ремонте в Севастополе.

В 1896 году началось сближение Болгарии и Франции, в Болгарию был направлен первый французский специалист Поль Морон, который имел задачу подготовить условия для создания болгарского военно-морского флота. Одним из результатов франко-болгарского сближения стал заказ на строительство корабля «Надежда» для военно-морского флота Болгарии на французской судостроительной верфи «Societe Anonyme des Chantiers et Ateliers de la Gironde» в Бордо.

Командный состав первого экипажа “Надежды” на палубе корабля, в центре капитан Поль Пишон, справа от него капитан Станчо Димитриев, Бордо (Франция). Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com

В 1900 году корабль был введён в состав военно-морского флота Болгарии (став самым крупным кораблем ВМС Болгарии) и официально числился крейсером, хотя по существу являлся мореходной торпедно-канонерской лодкой.

Заряжание 381-мм торпедного аппарата крейсера “Надежда”, начало ХХ века. Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com
Построение (строевой смотр) на борту крейсера “Надежда” командующим флотом капитаном I ранга Станчо Димитриевым, около 1910 г. Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com

Корабль участвовал в Балканской и Межсоюзнической войнах. В начале Первой мировой войны 100-мм орудия с корабля были демонтированы, после чего крейсер стал брандвахтой в Варне.

Командующий флотом капитан I ранга Станчо Димитриев пробует пищу на борту учебного крейсера “Надежда”, около 1910 г. Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com
Царь Болгарии Фердинанд I на борту «Надежды»

16 сентября 1918 года «Надежда» пришла для ремонта в Севастополь. С целью исключить возможность воздействия на экипаж коммунистической пропаганды, командир корабля капитан-лейтенант Борис Стателов запретил контакты экипажа с русскими рабочими, но этот приказ не выполнялся.

Заряжание 100-миллиметрового орудия, учебный крейсер “Надежда”, около 1910 г. Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com

29 сентября 1918 года в Салониках представители правительства Болгарии и Антанты подписали мирный договор, предусматривающий демобилизацию болгарской армии под контролем сил Антанты.

Вслед за этим с британских кораблей последовал приказ — спустить болгарский флаг и поднять над кораблём флаг английского военно-морского флота. Это требование вызвало возмущение экипажа.

Получив сообщение о демобилизации болгарской армии, командир крейсера отправил в Болгарию большую часть экипажа, оставив 24 человека из числа наиболее благонадежных.

«Надежда» в Ялтинском порту

На борту корабля был создан Революционный комитет, руководителями которого являлись портупей-юнкер Спас Спасов, Иван Тотев и Штерю Тодинов. Через севастопольского слесаря Александра Рупчева (болгарина по национальности) комитет установил связь с подпольной городской организацией большевиков. 10 декабря 1918 года состоялось первое заседание комитета, на котором были составлены требования к командиру корабля: улучшить питание, разрешить команде получение писем из Болгарии, выделить средства для поездки делегации в Болгарию, остановить ремонтные работы (чтобы исключить возможность использования корабля в войне против Советской России). Требования были предъявлены командиру крейсера, который отказался их удовлетворить и покинул корабль. Управление крейсера перешло в руки комитета.

15 декабря 1918 года на корабле началось восстание под руководством портупей-юнкера Спаса Спасова, в котором участвовали 20 из 24 членов экипажа (все, кроме капитана Стателова, мичмана Бакырджиева и двух кондукторов). Мичман Бакырджев запер арсенал, в котором хранилось оружие, однако у С. Спасова остался пистолет. В начавшейся схватке Бакырджиев был застрелен. Выстрелы на борту болгарского крейсера услышали солдаты Антанты.

Болгарские моряки приняли решение дождаться темноты и к полуночи покинуть корабль, но «Надежду» блокировали корабли английского военно-морского флота и к вечеру восстание было подавлено английским отрядом, который вызвал командир крейсера. В состав английского отряда входили два офицера ВМФ (командир — лейтенант-коммандер Д. М. Бидфорд и лейтенант Гриббит), военный врач и команда из английских морских пехотинцев и моряков крейсера «Темерер», вооруженные 31 винтовкой и шестью пулемётами «Льюис». Отряд высадился на палубу крейсера со шлюпок, восставшие были разоружены и арестованы (у них изъяли один пистолет и кинжал), на «Надежде» была оставлена охрана из 18 английских военнослужащих, а остальные доставили арестованных болгар на «Темерер».

Крейсер «Надежда»

Участников восстания перегрузили в трюм английского миноносца «Фьюри», который доставил их в Варну и передал болгарским властям.

21 апреля 1919 года начался судебный процесс. 26 апреля 1919 года военно-полевой суд приговорил Спаса Спасова к расстрелу, а других участников восстания — к тюремному заключению на сроки от 2 до 12 лет (с помощью сочувствующих, Спасов сумел бежать из тюрьмы, но был вынужден скрываться, а затем эмигрировать из Болгарии).

Покидая Севастополь в 1920 году, силы Антанты разрушили двигатель корабля и демонтировали приборы и все оборудование. После окончания гражданской войны «Надежда» оставалась в Севастополе, но не использовалась. Состояние корабля ухудшалось, но в условиях дефицита ресурсов 1920-х годов возможности восстановить корабль у СССР не было. В конце 1920-х годов корабль разобрали на металл.

13 декабря 1968 года Указом Президиума Верховного Совета СССР группа бывших матросов «Надежды» — участников восстания была награждена орденами СССР.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.