Великденский хлеб

Без хлеба и яиц Великденская (Пасхальная) трапеза немыслима.

Этот рецепт предоставлен сайтом «Кулинарный туризм в Болгарии»

Хлеб на Великден — обрядовая пища и дар. Процесс его приготовления в большой степени зависит от процесса покраски яиц из-за того, что часто в хлеб помещают красные или красные и белые яйца. Великденский хлеб готовят в Великий четверг или в Великую субботу.

Замешивает его молодая невеста или молодая жена — хозяйка дома и трапезы. Обязательно используется пшеничная мука, закваска и яйца. Семантически эти элементы выражают смысл пространства, изобилия и обновления. От замешивания пшеничного теста с закваской и времени, в течение которого оно будет подниматься, зависит величина хлеба после его выпекания.

Форма

Чаще всего Великденский хлеб имеет круглую форму. Это символизирует гумно, на котором молотили пшеницу. Но круг также является символом солнца — отсылка к более древним и глубоким образам и традициям, связанным с культом Солнца, началом периода активных земледельческих работ и надеждами на плодородный год.

Украшения

Украшения великденских хлебов — универсальные знаки дома, семьи, порядка, достатка. Поэтому очень часто «гайтанами» (шнурами) из теста сначала оформляют полукруг с загнутыми концами, символизирующими крышу дома. В центр хлеба помещают красное яйцо, а еще четыре яйца — по углам воображаемого ромба.

Яйца окружают непрерывными гайтанами из теста — своеобразная метафора движения, непрерывности и цикличности. Все элементы компонуют, исходя из принципа повторяемости и симметричности. В сущности, украшение великденского хлеба — внешнее проявление идеи упорядоченности и отражение внутреннего гармоничного порядка мира.

Идея продолжения рода.

Интересна роль великденского хлеба как символа плодородия и продолжения рода. Эта идея выражается в специфических формах.

Хлеба удлиненной формы напоминают фаллический символ. Этот тип хлеба чаще всего предназначен для кумовьев. Исследователи считают его прототипом вавилонский пасхальный хлеб.

Хлеба с белым и красным яйцом, окруженными витой спиралью из теста, символизируют единство мужского женского начала.

В различных районах Болгарии великденские хлеба называют: «яйченик», «кукулник», «конка», «комколник», «разговялка», «спредавци», «чурек» и так далее. Кроме того из-за формы, схожей с формой других ритуальных хлебов, встречаются и названия: «боговица», «колак», «кравай», «кошара», «кукла» и другие.

Кроме сакрального и ритуального значения великденские хлеба выполняют и функцию украшения стола. Со временем они обогащались дополнительными декоративными элементами — плодом индивидуального вкуса и подхода их создательниц. Таким образом, усиливается ощущение праздничности и уникальности этого дня.

Хлеб в великденской трапезе

Обрядовый хлеб — праздничный и сакральный атрибут. Его ставят в центр стола после возвращения с праздничной литургии. Разламывают на куски по числу членов семьи и едят. Это хлеб «за здоровье, благополучие, счастливый дом, полный амбар, большую кошару». После этого хозяйка ставит на стол второй хлеб, имеющий другую функцию. Он стоит на столе три праздничных дня в память об умерших близких, в знак уважения к ним, тесной связи с ними и веры в покровительство предков живым наследникам рода.

Хлеб — дар

Практика так называемых «поклони» — визитов более молодых семей в гости к их кумовьям, родителям и близким родственникам, все еще жива в Болгарии. «Поклони» включают великденский хлеб и крашеные яйца. В сущности «поклони» — акт подтверждения родства и иерархии в традиционном болгарском обществе, в котором семейные связи, взаимопомощь и поддержка были жизненно важны.

В наши дни великденский хлеб в большой степени потерял свою ритуальную функцию, оставшись символом праздника, объединения семьи, посещения близких. Сегодня его все больше заменяет КОЗУНАК (о нем мы уже рассказывали).

В составе козунака — хорошая мука, дрожжи, яйца, сахар, орехи, сушеные ягоды, фрукты и семена. Все это символизирует плодородие, сладость, полноту и радость жизни. Среди популярных форм козунака в Болгарии — «плитка» (косичка). Она с одной стороны напоминает пшеничный колос, а с другой — косу молодой женщины и переплетение в жизни мужского и женского начала.

Веселых Великденских праздников!

P.S. Тем, кто понимает болгарский, рекомендуем книгу Любомира Микова «Български великденски обреден фолклор» (Болгарский великденский обрядовый фольклор)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *