Убийство Александра I

9 октября 1934 года в Марселе болгарин Владо Черноземски застрелил короля Югославии Александра I Карагеоргиевича и ранил французского генерала Жоржа. В суматохе был убит министр иностранных дел Франции Луи Барту.

Инцидент стал одним из самых громких убийств XX века. Согласно основной и наиболее распространённой версии, инициатором покушения стала Внутренняя македонская революционная организация (ВМРО).

Предстоящий визит югославского короля Александра I в Марсель широко обсуждался в европейской прессе. Ещё до его начала во Франции появились слухи о возможности покушения на монарха. Король прибыл в Марсель морем, поскольку такой путь сочли более безопасным, чем поездка на поезде в Париж через территорию Венгрии, Австрии и Швейцарии, однако королева Мария ехала следом за мужем именно этим маршрутом. За несколько часов до прибытия Александра в город, когда тот уже находился на борту эсминца «Дубровник», парижские СМИ сообщили о планируемом убийстве короля со стороны хорватских террористов.

«Дубровник», 1933 год

Утром 9 октября в Марсель заблаговременно прибыл югославский министр двора, генерал Дмитриевич. Он был неприятно удивлён охранными мерами, принятыми местными полицейскими. Они сводились к следующему: по обеим сторонам улиц, по которым предстояло следовать кортежу, с интервалом в 10 шагов друг от друга были расставлены полицейские. Они стояли спиной к тротуару, почти не имея возможности наблюдать за столпившимися на нём людьми. Предложение британского Скотланд-Ярда взять на себя обеспечение безопасности короля было отклонено французскими властями, а югославской охране Александра вообще предписывалось оставаться на борту эсминца. Несмотря на это, марсельский префект заверил Дмитриевича в том, что всё будет в порядке.

Король Югославии Александр I Карагеоргиевич

То, что местом визита Александра I стал Марсель, во многом объяснялось связью этого города с Югославией. Когда началась Первая мировая война, именно в марсельском порту грузились на суда французские солдаты, отправлявшиеся на помощь Сербии. Здесь был возведён памятник французским солдатам и офицерам, погибшим на Балканах. К подножию этого монумента король, сопровождаемый Луи Барту и генералом Альфонсом Жоржем (в Первую мировую — начальником штаба Салоникского фронта), должен был возложить венок.

Луи Барту

Маршрут кортежа представлял собой большой извилистый круг длиной около 10 км от Старой гавани до памятника, расположенного на мысу Пуант Кадьер, далее в центр города по одной из центральных улиц — Ла Канебьер — к площади Биржи, где в здании муниципалитета должны были пройти легкий обед и первые переговоры югославского короля и Барту. После этого король и Барту вместе с сопровождающими репортёрами должны были отбыть на поезде в Париж.

Приблизительно в 14:00 эсминец «Дубровник», встреченный эскортом французских миноносцев и приветствуемый артиллерийским салютом, вошёл в марсельскую гавань. Александр I в адмиральском мундире сошёл на берег. Здесь его, как и предполагалось, встречали Барту, военно-морской министр Франсуа Пьетри, генерал Жорж и ещё ряд чиновников военного и дипломатического ведомств. В ходе торжественной церемонии Жорж и король выступили с речами, после чего направились к ожидавшему их автомобилю.

генерал Альфонс Жорж

При виде транспортного средства, в котором предстояло ехать королю, присутствовавший на церемонии Дмитриевич всерьёз обеспокоился. Поданный автомобиль представлял собой небронированный ландо «Деляж-ДМ» чёрного цвета с большими окнами и широкими подножками во всю длину кабины, от переднего до заднего крыла, и откидным верхом в задней части салона, где должен был разместиться Александр. Автомобиль был арендован в последний момент в обычном гараже. Этот выбор поддержал Барту, считая, что открытая машина позволит публике и репортёрам лучше увидеть гостя. Вопреки правилам безопасности оконные стёкла были опущены как со стороны министра, так и со стороны короля (это видно на крупном плане, снятом оператором Жоржем Межа, работавшем на «Фокс Мувитон»). В случае попытки покушения это не просто не давало никакой защиты пассажирам, но, напротив, создавало все условия для возможного убийцы.

В поездке, по словам очевидцев, король заметно нервничал, тревожно наблюдая за столпившимися на тротуарах людьми. Похожие чувства испытывал Барту, заметивший то, что вместо запланированного эскорта мотоциклистов или двенадцати полицейских велосипедистов лимузин сопровождали только два конных охранника — полковник Пиоле и майор Вигуру — гарцевавших на некотором расстоянии от него, при этом впереди автомобиля двигался взвод кавалеристов, а солдаты пехоты, встречавшие короля в порту, остались на набережной. Водитель автомобиля, Фуассак, вёл его с минимальной скоростью — 4 км/ч, хотя положенная в данном случае скорость должна была составлять не менее 20 км/ч.

К 16 часам 20 минутам кортеж уже достиг площади Биржи, как вдруг из толпы навстречу автомобилю, выбежал человек. Один из конных охранников, ехавший справа со стороны короля — полковник Пиоле — попытался повернуть лошадь, чтобы перерезать ему путь, но та встала на дыбы. Неизвестный пробежал мимо лошади, запрыгнул на подножку автомобиля и, достав пистолет, сделал первые два выстрела. Обе пули попали королю в грудь. Обливаясь кровью, Александр сполз вниз по автомобильному сиденью. Третья пуля попала в руку Барту. Шофёр Фуассак остановил лимузин, вылез на переднее пассажирское сидение, начав тянуть из-за всех сил убийцу прочь от пассажирских мест, разворачивая его к Пиоле. Сопротивление убийце попытался оказать генерал Жорж, сидевший перед югославским королём, но преступник четырежды выстрелил в него, и Жорж тоже упал на дно автомобиля. Последняя пуля преступника ранила полицейского Гали, бросившегося к машине с мостовой.

На все эти события ушло буквально несколько секунд (ни один из двух ближайших к машине кинооператоров не засняли убийцу в момент его приближения к машине и стрельбы, опоздав на 30 секунд), после чего Пиоле, всё-таки сумевший развернуть лошадь, настиг стрелявшего и дважды ударил его саблей по голове. Преступник, весь в крови, упал на мостовую и был ещё дважды ранен полицейскими. Жертвами полицейских, открывших беспорядочную стрельбу, стали и люди в толпе: два человека были убиты, ещё десятеро получили ранения. Потеряв контроль, перепуганная толпа двинулась к месту событий, буквально затоптав тяжело раненого убийцу. Полицейские с трудом оттащили его к киоску напротив биржи.

Поднявшееся волнение и сумятица после выстрелов позволили Жоржу Межа совершенно свободно подойти к автомобилю и снять умирающего крупным планом — его не остановили ни полиция, ни прибежавший и влезший в машину министр иностранных дел Боголюб Евтич (бывший по образованию врачом), ни камергер короля Павлич (касающийся его головы в кадре).

После покушения Александр I, потерявший сознание ещё в автомобиле, был незамедлительно перенесён в префектуру, украшенную гирляндами, французским и югославским флагами. Через несколько минут флаги были приспущены — король умер, не приходя в сознание. На следующий день в присутствии вдовы и приехавшего из Парижа президента Лебрена гроб с его телом погрузили на «Дубровник» и отправили в Югославию.

Гроб с телом короля Александра I переносят с эсминца «Дубровник» на берег. Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com/?

Барту самостоятельно вышел из автомобиля ещё в момент задержания убийцы. Роковой для пожилого министра стала повязка, сделанная кем-то, чтобы остановить кровотечение. По неаккуратности наложенная ниже раны, она не остановила кровотечение, а усилила его. Санитарная машина, прибывшая на место преступления, забрала его и лежавшего на земле террориста, и доставила в ближайшую больницу. После несложной операции он умер, что было обусловлено чрезмерной потерей крови.

Генерала Жоржа, получившего четыре пулевых ранения, вывели из машины и доставили в военный госпиталь. Он выжил, но сумел полностью восстановить силы лишь спустя пять месяцев после инцидента.

Преступник, доставленный в больницу, находился в крайне тяжёлом состоянии. При нём обнаружили чехословацкий паспорт на имя Петра Келемена, пистолеты Маузер (с пустой обоймой) и Вальтер, а также бомбу (по другим данным, две ручных гранаты). На руке убийцы была татуировка в виде знака ВМРО. Не приходя в сознание, он умер около 8 часов вечера того же дня.  Его личность вскоре была установлена. Величко Георгиев (таково было настоящее имя убийцы) был одним из наиболее профессиональных террористов ВМРО, известного также под именами Владо Черноземского, или «Владо-шофёра».

Он родился в 1897 году, в селе Каменица (сегодня это часть города Велинград). Здесь же получил начальное образование. Во время Первой Мировой войны служил в инженерных частях. В 1919 году уволился из армии. Через год женился, от этого брака в 1923 году у него родилась дочь. В 1925 году развёлся, позже женился снова и жил в Софии вплоть до 1932 года, работал часовщиком и шофёром. В 1922 году стал членом ВМРО. В составе различных чет ВМРО участвовал в более чем 15 стычках с югославской полицией и жандармерией. Прославился хладнокровием и хорошей боевой подготовкой. По некоторым свидетельствам, предлагал взорвать себя в зале заседаний Лиги Наций чтобы привлечь внимание мирового сообщества к македонскому вопросу.

Владо Черноземски

Владо выполнял особо важные поручения лидера ВМРО Ванчо Михайлова. В частности, он убил представителя БКП и бывшего члена ВМРО Димо Хаджидимова. В 1924 году Софийский окружной суд приговорил его к смертной казни, но приговор не был приведён в исполнение, а в 1925-м Черноземский совершил побег во время конвоирования. После того как Владо повторно был приговорён к смерти, в 1932 году его помиловал царь Борис III, после чего Владо тайно отправился в Италию, где стал инструктором в специальном лагере усташей в Боргеторо, а затем – на усташской базе Янка-Пуста в Венгрии.

Владо Черноземски (в центре) в униформе усташей. Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com/?

Получив множественные ранения, Черноземский скончался в тюрьме спустя сутки после покушения на Александра I и был тайно захоронен в неизвестном месте.

Марсельское убийство произвело фурор в Европе и во всем мире во многом благодаря его фиксации на киноплёнку — возможно, впервые в истории кинематографа, хотя французские власти постарались изъять все плёнки, а в Югославии, снятые Межа кадры были запрещены к показу. Альбер Сарро, занимавший пост министра внутренних дел, был снят с должности (став премьер-министром в 1936 году он ввел цензуру на кинохронику и лично просматривал все отснятые материалы прежде, чем они попадут в кинотеатры). Резко обострились отношения Югославии с Италией и Венгрией, Франции — с Италией. Обнародование информации о ничтожности мер безопасности во время королевского визита охладило стремление Югославии к сближению с Францией. Смерть Барту, активно выступавшего за возрождение Средиземноморской Антанты и за создание «Восточного пакта» с участием СССР, поставила крест на этих планах.

Югославские газеты развернули кампанию против Венгрии и Италии, обвинив руководство этих стран в организации убийства и помощи движению усташей. В Югославии то, что короля убили именно усташи, изначально был принят как аксиома, не нуждающаяся в доказательствах. Сразу после убийства в Марселе специальные уполномоченные французского и югославского полицейских ведомств были отправлены в Италию, Венгрию, Австрию, Германию и Швейцарию с целью проследить на месте и собрать информацию о деятельности усташей и о подготовке ими покушения на Александра I.

Организация усташей возникла после государственного переворота в Югославии 6 января 1929 года, когда Александр I упразднил конституцию, распустил парламент и запретил все политические партии. Сразу после переворота государство, называвшееся Королевством сербов, сорватов и словенцев, было переименовано в Югославию.

Конечной целью «Повстанческой хорватской революционной организации» было отделение Хорватии от Югославии и образование «Независимого хорватского государства». Её члены называли себя усташами (хорв. Ustaše — повстанцы). Во главе организации стоял Анте Павелич. В апреле 1929 года Павелич и его близкий соратник Август Перчец прибыли в Софию, куда их пригласил Ванче Михайлов, лидер ВМРО. В ходе переговоров было решено, что ВМРО окажет содействие усташам, а также поможет установить связи с итальянской разведкой.

24 сентября 1934 года в венгерский город Надьканижа прибыл один из лидеров организации — Мийо Бзик. Он привёз распоряжение Павелича, согласно которому требовалось выделить трех человек для выполнения важной задачи. Жребий пал на М. Краля, И. Райича и З. Поспишила. 28 сентября они, Черноземски, а также Е. Кватерник, возглавлявший группу, собрались в Цюрихе и выехали в Лозанну. На следующий вечер они на пароходе пересекли Женевское озеро и высадились на французском берегу.

Чтобы не вызывать подозрений Кватерник разделил группу надвое.На разных станциях они сели в один и тот же поезд, в 8 часов вечера отправлявшийся в Париж. В пути лидер группы выдал боевикам новые чехословацкие паспорта.

8 октября боевики отправились в Марсель с целью досконально изучить маршрут, по которому на следующий день должен был проследовать кортеж Александра I. Здесь ими было определено место покушения и окончательно составлен план действий, согласно которому Черноземски должен был непосредственно убить короля из пистолета, а Краль — бросить в толпу несколько бомб, чтобы вызвать панику и дать второму заговорщику возможность скрыться.

После убийства в Марселе во Франции была устроена тщательная проверка иностранцев, а в особенности — представителей восточноевропейских национальностей. В 2 часа 30 минут ночи с 10 на 11 октября в гостиничном номере были арестованы Поспишил и Райич. 15 октября в руки полиции добровольно сдался Краль. Полтора года они содержались в заключении, после чего, 12 февраля 1936 года, суд в Экс-ан-Провансе приговорил их к пожизненным каторжным работам и возмещению судебных издержек. Однако затем, после недолгого совещания, каторга была заменена на смертную казнь.

23 мая 1957 года газета ГДР Neues Deutschland опубликовала статью, выдвинув свою версию покушения на Александра I. В статье указывалось, что убийство организовал помощник немецкого военного атташе в Париже, капитан Генерального штаба Ханс Шпайдель. В доказательство приводились письмо Шпайделю от Геринга с поручением организовать операцию и ответ Шпайделя с отчётом о выполнении. Подлинность обоих документов, на которых были поставлены печати и личные подписи отправителей, тем не менее, не была доказана экспертизой. Как указано в письмах, операция называлась «Тевтонский меч». Имя «Владо-шофёра» также упоминалось. Так, в якобы письме Шпайделя, датированном 3 октября 1934 года, содержались такие слова:

«В соответствии с вашими указаниями подготовка операции «Тевтонский меч» уже завершена. Я подробно обсудил с господином Ванчо Михайловым все имеющиеся возможности. Мы решили провести операцию в Марселе: там встретятся оба интересующие нас лица. «Владо-шофёр подготовлен»».

Глава ВМРО Ванче Михайлов всегда категорически отрицал немецкий след в покушении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *