Тайна могилы №39

В 1972 году болгарский археолог Выло Вылов во время исследований на территории средневековой тырновской церкви Святых сорока мучеников обнаружил наряду с остальными захоронениями исключительно интересную могилу, обозначенную в документах как «захоронение (или могила) №39».

Вскоре это обозначение стало нарицательным в болгарской исторической науке как синоним места, которое, возможно, хранило останки одного из величайших болгарских правителей – Калояна. Археологу с первого взгляда стало ясно, что обнаруженное захоронение необычно – его пышность затмевала все, с чем он сталкивался раньше.  Найденные Выловым останки принадлежали по мнению исследователя исключительно крупному и сильному мужчине в возрасте примерно 35-40 лет, ростом 188 см. (колоссальный рост для Средневековья). 

Однако, ученых впечатлили не столько физические данные покойного, сколько роскошная одежда, в которой он был похоронен. Мужчина был одет в шелковые златотканые одежды, на которые были нашиты 56 серебряных кнопок.

Калоян и Целгуба – художник Васил Горанов.

Позже химические анализы показали, что погребенный носил скарамангий (исключительно дорогая пурпурная туника) с декоративной золотой вышивкой, украшенную бисером. На голове он носил сударий (златотканый платок), золотую диадему, позолоченный венец и несколько нитей бисера.  Ноги покойника когда-то были обуты в красные кожаные сапоги, от которых остались только фрагменты, но чьи качественная выделка и характерный цвет говорили о высоком статусе хозяина. Тело было завернуто в тяжелый пурпурный плащ, украшенный позолоченными полосами с подкладкой из красного шелка.

Больше всего, однако исследователей поразил массивный золотой перстень-печать, который покойник носил на правой руке. На нем был изображен мифологический грифон, а надпись «в негативе» обозначала украшение как «Калоянов перстень».

Научная общественность того времени встретила открытие со смешанными чувствами. С одной стороны, велико было искушение признать обнаруженное останками одного из величайших болгарских царей, но с другой – не все в захоронении позволяло трактовать открытие столь однозначно.  

Отсутствие царского титула на перстне-печати породило у историков сомнения в том, что украшение использовалось для заверения официальных государственных документов, а исходя из этого – и неуверенность в личности покойника. 

Сам Вылов датировал северный портик храма, где была обнаружена могила началом XIV века, что по мнению некоторых историков относило захоронение к этому периоду, т.е. намного позже времени Калояна. Надпись на перстне также имеет некоторые языковые особенности, говорящие о более позднем происхождении. Однозначного мнения относительно таинственного покойника нет и сегодня.

Оспаривая версию, что могила №39 принадлежит царю Калояну, профессор Димитр Овчаров указывает, что она находилась в неприглядном месте в северной галерее церкви, под керамическим полом и не имела никаких отличительных знаков, например, креста. Кроме того, покойник был похоронен не в мраморном саркофаге. В могильной яме обнаружены лишь остатки деревянного ковчега. Первооткрыватель захоронения Выло Вылов (также не признающий «царскую» принадлежность захоронения) высказывал мнение, что оно было сделано почти сразу же после постройки северной галереи, т.е. не ранее конца ХІІІ и начала ХІV века.

Однако, ряд ученых не согласны с этими доводами. Они отмечают, что при раскопках, проведенных Выловым, как и при последних археологических исследованиях, были обнаружены могилы, частично перекрытые стилобатами (подпорными колоннами) северной галереи. Это видно и на плане захоронений в церкви Святых сорока мучеников. Следовательно, прежде чем была построена северная галерея, на ее месте находились и другие захоронения, кроме загадочной могилы №39.

Отвергается и утверждение о «неприглядности» места захоронения». Некоторые исследователи, наоборот, считают это место почетным, поскольку оно находится рядом с самой представительной частью церкви – восточной, где расположена апсида с алтарем.  На первом этапе строительства, когда церковь состояла всего из одного помещения, с северной стороны находился и официальный вход в нее. Он, вероятно был оформлен в виде арки, но располагался не посреди стены, а был смещен к западу. Симметрично ему, как бы заполняя левую часть стены и расположена загадочная могила. 

Церковь Святых сорока мучеников

Из плана некрополя также видно, что поблизости от могилы №39 нет других захоронений. Это наводит на мысль, что место могло быть оформлено как внушительный мемориал, над которым на втором этапе строительства церкви возвели северную галерею.  При спуске от Царевеца к Владишкия мосту и движении к монастырю и церкви Святых сорока мучеников, одним из первых, что привлекало внимание после входа во двор, очевидно была наша таинственная могила. Это заметно и на сохранившихся снимках Асеновой махали, сделанных незадолго до Освобождения.

Факт, что покойника похоронили не в мраморном саркофаге, а в деревянном ковчеге, тоже не смущает защитников «царской версии». Они считают это обычным для того времени. Гробницы-саркофаги в церкви Святых сорока мучеников были сооружены не для погребения царей и цариц, а являлись раками для хранения святых мощей.

Раскопки вокруг церкви Святых сорока мучеников возобновились в 90-е годы. В результате исследований прояснились многие подробности истории строительства храма и развития монастыря. Были обнаружены около 300 могил, часть которых принадлежала видным тырновским аристократам. Вместе с великолепными украшениями и фрагментами одежды в этих захоронениях были найдены массивные перстни с круговыми надписями. Так мы узнали имена боляр Сяно, Бесара, Рафаила, Доброслава и других.

19 апреля 2007 года вокруг исторического храма прошла торжественная процессия во главе с тогдашним Президентом Болгарии Георгием Пырвановым. Государство поддержало «царскую» версию, и мощи предполагаемого царя Калояна, обработанные специальным составом и помещенные в герметичный металлический саркофаг, были перезахоронены под гром артиллерийского салюта. Над могилой была установлена массивная мраморная плита с надписью «Калоян цар 1197 – 1207».

Аргументы в пользу двух теорий продолжают накапливаться, и сегодня одни называют покойника «неизвестным ранее в болгарской истории тырновским болярином по имени Калоян», а другие – «болгарским царем Калояном».

 Судя по всему, споры будут продолжаться и в будущем. Тем временем таинственный знатный покойник в своем герметичном саркофаге терпеливо ожидает, когда ученые при помощи новейших технологий все-таки установят его личность. 

По материалам Bulgarianhistory.

Тайна могилы №39: 4 комментария

  • 09.11.2019 в 23:08
    Permalink

    все хорошо и интересно, но вот бы еще фоточек мумии, остатков одежды и т.д.

    Ответ
    • 10.11.2019 в 10:56
      Permalink

      Да я бы и сам рад,но пока не нашел увы..

      Ответ
  • 10.11.2019 в 17:10
    Permalink

    ну тогда хоть фоточек внутренностей церкви 40 мучеников, она тоже представляет интерес

    Ответ
    • 10.11.2019 в 18:08
      Permalink

      Вот здесь есть несколько снимков внутренностей

      И в этом видео немного

      Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *