Святой Андрей и медведи

30 ноября православная церковь отмечает день Святого апостола Андрея Первозванного. После распятия Христа он начал проповедовать и распространять христианство. Пересек Грецию, Малую Азию, был первым епископом Константинополя и вдоль Черноморского побережья нынешней Болгарии добрался до страны скифов.

В фольклорных представлениях Пиринского края в день святого Андрея «солнце сдвигается к лету на одно зернышко проса», что означает, что световой день начинает совсем немного, почти незаметно увеличиваться (хотя мы все знаем, что на самом деле день начинает увеличиваться 22 декабря). Болгарский народ называет этот день «Андрея», «Ендрин», «Едрей», «Едревден» и «Мечкинден». В старину верили, что святой Андрей прогоняет зиму и длинные ночи.

В этот день запрещена домашняя женская работа, но одновременно с этим считается, что хорошо начинать какое-то новое дело – оно будет успешным.

Вечером накануне праздника готовят вареные зерна кукурузы пшеницы, ржи, овса, фасоли, чечевицы, булгура и т.д., которые варят все вместе. Символика зерен, набухающих при варке, связана с представлениями об увеличении дня, кроме того, обрядное варево должно обеспечить плодородие в наступающем году.  Приготовленное раздают членам семьи и соседям. Едят это блюдо в основном молодые женщины и дети «да наедреят» (дословно – чтобы стать больше, вырасти), в случае женщин подразумевается – забеременеть. Остатки отдают курам, чтобы они лучше неслись.

Святой Андрей считается повелителем и покровителем медведей (медведь по-болгарски – мечка), отсюда и название – Мечкинден (Медвежий день).

В некоторых регионах каждый член семьи бросает немного сваренных зерен вверх над огнём очага с пожеланием, чтобы посевы росли высокими и увеличивались. Кое-где это сопровождается репликами: «Да си здрава, Баба Меца!» (Будь здорова, Бабушка Медведица!), «На ти, мечко, варен пупур, да не ядеш стоката и човечици!» (Вот тебе, медведь, вареная кукуруза, чтобы ты не ел запасы и людей!) или «На ти, мечко, кукуруз! (да-да, в некоторых регионах Болгарии кукурузу называют не «царевица», а почти как у нас).  А на нам живот и здраве!» (На тебе, медведь кукурузу! А нам жизнь и здоровье!).

В некоторых местах насыпают зерна по четырем углам дома со словами «На ти, мечко, за душа!» (На тебе, медведь, для души!) Целью этих ритуалов является защитить посевы кукурузы от медвежьих набегов, которые раньше были не редкостью в горных селах. В некоторых местах до сих пор оставляют медведям вареную кукурузу у дверей.

Итак, фольклор считает святого Андрея господином и покровителем медведей. Одна легенда рассказывает, что, когда святой одиноко жил в Балканах поблизости от Троянского монастыря, монахи обвинили его в том, что он крадет у них мед. Отшельнику удалось поймать медведя-злоумышленника. Святой Андрей сел на спину зверя и верхом на нем явился в монастырь, доказав тем свою невиновность. Согласно другой легенде, медведь съел вола, при помощи которого Андрей обрабатывал небольшое поле в горах, дававшее ему пропитание. Святой разгневался, запряг в плуг хищника и так подчинил его своей воле.

Согласно народным поверьям, медведи выходят из своих зимних берлог на Благовещение (25 марта) и прежде всего окунаются в реку. Раньше верили, что после этого вода «отвечает», «смягчается» — то есть ее температура становится пригодной для купания. Кроме того, она становится лечебной – по поверьям – прикосновение к медвежьей шкуре дает здоровье. Поэтому в некоторых селах Северной Болгарии в летний Андреевден совершают ритуальные купания.  Считается, что в день своего повелителя медведь обязательно войдет в воду.

Культ медведя – один из древнейших на территории Болгарии. Предки нынешних болгар часто носили амулеты из медвежьих когтей и зубов. В болгарском фольклоре медведь – враг волка и может отгонять злых духов. Он также защищает от болезней – в народной медицине медвежий волос служит для лечения лихорадки и испуга. Его нужно поджечь и окурить больного. Другой способ лечения – медведь должен «гази» больного – то есть наступить на его тело). В старые времена, когда мечкадари (мечкари) водили медведей по ярмаркам, люди пользовались случаем, чтобы купить медвежий волос или платили, чтобы медведь потоптался по их спине.

Согласно некоторым легендам и сказкам Западных Родоп медведь произошел от девушки, которую ее мачеха отправила стирать черную шерсть, пока та не станет белой. В других сказках Западной Болгарии медведь похитил царскую дочь, унес ее в пещеру в горах и от их связи родился ребенок, обладающий огромной силой – наполовину человек, наполовину – медведь.

Образ медведя часто встречается в предсвадебной и свадебной обрядности. Существует, например, так называемый «медвежий танец», исполняемый юношей, одетым в медвежью шкуру, который подражает медведю и преследует девушек, пытаясь их обнять. Особенно интересно предсвадебное так называемое «момино оро» из Северо-Западной Болгарии. В нем участвуют только девушки, которые танцуют и поют любовные песни. Во время ритуала невеста, изображающая медведицу, рассказывает сказку о происхождении медведя от девушки, которую преследовали холостяки или турки. Через пантомиму она разыгрывает отдельные моменты: как бежит медведь, как рычит, как поднимается на свои задние лапы. Все это вызывает смех, но вероятно связано с древними ритуалами и мистическими представлениями.

Изображение медведя характерно и для послесвадебной обрядности. В Сливенском регионе, например, в понедельник, после ритуального похода молодой жены за водой, она должна преодолеть некоторые трудности – перенести колючие ветки, под которыми лежит мужчина или женщина, одетые медведем. «Медведь» держит в руках собаку, кошку или запеленатую куклу. Молодая жена помогает ряженому встать, дает ему воду, а он дает ей кошку, собаку или куклу, что символизирует будущего ребенка.

При встрече молодой жены в Троянском регионе разыгрывается ритуальный диалог, где она изображает медведицу, а молодой муж – медведя или быка.

Известны фольклорные мотивы, в которых женщина-змея или самодива обманывает пастуха, являясь ему в образе медведицы.

В болгарском фольклоре медведь находится на границе между миром людей и миром животных.  Он определенно является человекоподобным существом, обладающим душой, и своим поведением, напоминающим человека. Его ласково называют Баба Меца. Во многих сказках он дружит с человеком, женится, имеет детей, является братом или сыном человека, приносит человеку богатство, борется со злыми духами. О почитании медведя и его родстве с человеком свидетельствует и древний запрет убивать медведя и есть его мясо, если только это не медведь-убийца.

По материалам «Большой книги болгарских праздников и обычаев» Вихры Баевой и Веселки Тончевой.

И, поскольку, у нас сегодня медвежий день, напомню вам про Парк танцующих медведей. Кстати, в свое время на странице парка в Facebook был опубликован любопытный рассказ, который я перевел, чтобы поделиться с вами.

Как цыгане медведей водили

Ангел Ангелов, Габрово.

Более полувека назад летом цыгане-мечкари пришли в мое родное село Мечка (Мечка в переводе с болгарского как раз и означает «медведь» — прим переводчика) Плевенской околии. Они ходили группами по два-три человека и водили прирученных и дрессированных ими больших медведей.

Медведи были привязаны двумя цепями — более толстой за шею и той, что потоньше — за вставленное в нос железное кольцо. Другие концы этих цепей крепились к широким поясам мечкарей. На шее медведей висели небольшие колокольчики, а на ушах — красные кисточки. Цыган водил медведя играя на скрипке, а тот шел за ним постоянно вертя головой из-за лаявших на него собак. За медведем шла цыганка с двумя большими торбами на плечах и двумя длинными палками, которыми она отгоняла от медведя собак.

Когда медведь подошел к нашим воротам все мы вышли из дома, чтобы встретить его. Мечкарь спросил дедушку, желает ли он, чтобы медведь станцевал у нас. Дедушка согласился и широко отворил ворота. Все мы большим кольцом окружили медведя. Мечкарь заиграл на скрипке и запел мечкарскую песню «Де гили, мецо, мецано…» В это время медведь переминался с лапы на лапу. Дергая за цепи мечкарь заставил его встать на задние лапы.

медведь

Затем для нас случилось большое развлечение — медведь мял дедушку для здоровья. Пожилые мужчины в селах. от тяжелой полевой работы страдают болями в пояснице. Существует поверье, что если человека помнёт медведь, боль уменьшится.

Самые смелые мужчины прибегали к этому средству. Мой дед тоже решил попробовать. Из дома принесли большую, пеструю чергу (покрывало) и дед лег на нее на живот. Мечкарь привел животное. Медведь поставил две свои передние лапы на спину деду и по команде начал поднимать то одну, то другую и снова опускать их на дедову спину. Затем дед заплатил мечкарю, а бабушка подарила цыганке муку, пшено, хлеб и еще что-то, что та попросила.

Конечно, маленький мальчик, каким был тогда Ангел Ангелов не мог знать, чего стоят все эти «развлечения» самим медведям. Как мечкари учат их танцевать, как содержат и как с ними обращаются. Не мог он знать и того, что постарев, став инвалидами и став ненужными своим хозяевам, животные в большинстве своём умирают мучительной смертью. К счастью, сегодня большинство европейских стран эффективно борется с «мечкарством», а освобожденные животные находят приют в своеобразном «санатории» — Парке танцующих медведей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *