Первые автоправила

Первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания появился в Болгарии, скорее всего, в 1902 году, когда военное министерство приобрело автомобиль с одноцилиндровым бензиновым двигателем мощностью 8 лошадиных сил. Постепенно автопарк государственных учреждений и частных организаций увеличивался, а наиболее состоятельные болгары приобретали автомобили для личного пользования. Возникла необходимость как-то регулировать их движение. 

Переправа через реку вброд во время первого автопутешествия по Болгарии. 1911 г. В машине Ford T — братья Марин и Методи Лысковы, и шофер Димко Ангелов. Автопробег был рекламой компании Ford, чьим представителем являлась фирма “Шпетер & Лъсков”. Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com/

Правила дорожного движения присутствовали еще в первом Уголовном законе Княжества Болгария от 1896 года.  Они относились только к экипажам и повозкам «на животной тяге», то есть к тем, которые перемещались силой лошадей, ослов, волов. 19 марта 1912 года (по старому стилю) в 71 номере газеты «Държавен вестник» были обнародованы первые «Правила движения автомобилей в столице».

Документ довольно любопытен. В нем разграничивались государственные (общественные), наемные и частные автомобили. Общественными считались машины, используемые различными учреждениями и организациями, частными — используемые частными лицами для собственных нужд, а наемными — те, которые их владельцы использовали в качестве такси, получая от этого прибыль.

Автосалон представительства “Фиат”, начало ХХ века. Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com/

Чтобы автомобиль был допущен к движению по софийским улицам, его владелец описывал в специальном заявлении все его узлы и агрегаты, а в декларации — все данные о нем — от фирмы-производителя, до массы, а также указывал, для каких целей машина будет служить. Документы подавались в «градоначальство», затем специальная техническая комиссия осматривала автомобиль и оценивала, пригоден ли он для городского движения.

София, царский гараж — работники и часть царского автопарка, начало ХХ века. Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com/

Среди обязательных требований к автомобилю было наличие двух тормозов, а если машина была тяжелее 250 кг — обязателен был задний ход (задняя скорость). Первые болгарские регистрационные номера представляли собой черные буквы и цифры на белых эмалированных табличках. Передняя имела высоту 75 и ширину 45 мм, а задняя — 100 на 60. Расстояние между символами было 20 мм.

На этом фото хорошо видна номерная табличка. Правда, это уже 30-е годы и табличка другая. Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com/

А кто мог стать шофером?

Лицо совершеннолетнее, здоровое, не близорукое, у которого не отсутствует рука, хорошего поведения, трезвое, …знающее главные улицы и учреждения, наиболее важные отели…

статья 15

Необходимо было представить и ряд документов, включая «свидетельство о честности». Шофер такси

«должен быть порядочно одет… не может быть в рубашке без пальто или с закатанными рукавами

статья 16

Согласно статье 19

…шофер должен быть  услужлив и внимателен к публике и пассажирам…, снижать скорость, когда  может причинить несчастье или же когда  заметит, что животные пугаются.

Не будем забывать, что в начале ХХ века  в Софии все еще было множество транспортных средств, использующих «животную тягу».

В оживленных внутригородских местах максимальная разрешенная скорость была только 4 км/ч, а  на незагруженных дорогах – до 15 км/ч (ст. 20).

Автомобиль, используемый для «междугородних перевозок». Начало ХХ века. Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com/

Клаксон на тогдашних автомобилях представлял собой «сигнальную трубу» со «звуком  морских пароходов», в которую шофер дул «догоняя, встречаясь или проезжая мимо»  другого транспортного средства или домашнего скота (лошади, коровы, вола и т. д.) , а также на перекрестах, поворотах и т. д.

20-е годы ХХ века. Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com/

Заднее освещение представляло собой «фонарь, который ночью освещает номер и подает красный сигнал» ( ст.22)

А теперь посмотрим правила пользования такси.

Тариф на «пассажирские автомобили» был «разработан градоначальством», которое «стремилось уравнять такси всех разрядов автомобилей (ст. 31), т.е., явно вид автомобиля не играл большой роли в ценообразовании. Более важным было расстояние. «Шофер не имеет права  требовать от пассажира более высокой оплаты относительно тарифа» (ст.33). Официальные цены вывешивались на видном месте в салоне автомобиля (ст. 32), однако, «хозяева могли по взаимному согласию с пассажирами устанавливать более выгодные условия, на которых осуществлялась перевозка из одного места в другое». Кроме того, шоферы не могли отказываться от коротких поездок

Такси в Софии, 1930-е годы. Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com/

шофер любого свободного пассажирского автомобиля должен…везти любого желающего пассажира 

статья 35 

Эти пункты было бы неплохо вывесить на видных местах и в некоторых сегодняшних такси.

Не разрешалось пересекать путь  «погребальным шествиям, воинским частям и другим» (ст. 44), а также  машины не должны были «выпускать в большом количестве дым и причинять большой шум» (ст.47). Подумайте, во сколько сотен раз меньше автомобилей было тогда в Софии…

Монах Рильского монастыря обслуживает автомобиль Мерседес (Benz 8-20 PS Doppelphaeton), 1928 г. Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com/

Если шофер столкнется с человеком и нанесет ему повреждения, он обязан отвезти его в ближайшую лечебницу (ст. 50). Если он нарушал это правило, то лишался права управления автомобилем (ст. 62). Не только шофер должен был быть трезвым. Запрещалась перевозка  пьяных пассажиров (ст. 55).

Интересна статья 54,  запрещающая перевозку «больных заразными болезнями или из дома… под карантином, кроме как по указанию врача или полиции» — то есть при внезапном заболевании  вашего близкого вы не могли  перевозить его в больницу на автомобиле, поскольку это якобы угрожало здоровью окружающих

Источник

Заглавное фото — София, открытие магазина Александра Кирова, официального импортера Benz, с автомобилем Benz 8-20 PS Doppelphaeton, 1913 г Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com/

Кроме того, в этот день

19 марта 1895 года в Софии начался конгресс македонских эмигрантских обществ и братств в Княжестве Болгария и за его пределами.

19 марта 1945 года завершилась Дравская операция Первой болгарской армии и войск третьего Украинского фронта Советской армии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *