Модная диктаторша Царства Болгария

Проходя мимо внушительного здания на улице Леге, 6, едва ли многие жители или гости Софии знают его историю.  Именно там в межвоенный период находился центр моды в Царстве Болгария. Ателье Пелагии Видинской устанавливало тенденции среди дам высшего общества, а склонные искать в своем отечестве аналоги всем мировым явлениям историографы смело определяют ее как «болгарскую Коко Шанель».

Кто она, в сущности, такая?

Родилась в 1896 году в семье военного Тодора Крыстева. Ее отец был фельдфебелем в Пловдиве, но так как некоторое время  его полк находился в Видине, он получил прозвище Видинлията, которое впоследствии превратилось в фамилию Видински, перешедшую к его дочери.

Пелагия получила приличное для того времени образование, окончив Солунскую гимназию. Именно там она выучила французский и немецкий языки, которые впоследствии очень помогли ей в работе. Ее финансовые возможности позволили ей поехать в Париж, где она познакомилась с новейшими моделями „Ланвен“ (старейший парижский дом моды) и „Шанель“.

Первоначально ателье Видинской находилось на пятом этаже одного из зданий по улице «Граф Игнатиев». В нем был даже небольшой подиум, на котором приходили модные показы.  Ателье несколько раз меняло свой адрес, пока не обосновалось в доме №6 по улице «Леге».

Дом 6 по улице Леге. Можно даже рассмотреть вывеску ателье Видинской. Фото с сайта http://stara-sofia.com/

Видинская ясно понимала, что парижская мода не может быть точно скопирована в болгарских условиях, но это не мешало ей восхищаться французскими кутюрье. «Мода сегодня – искусство» — категорично заявила она в интервью газете «Модный журнал» — приложению к журналу «Домоводство и мода». При этом Видинская черпала вдохновение в одном из характерных элементов традиционной болгарской культуры – шевице (вышивке).     

Одно из платьев Видинской

В ноябре 1928 года в кинотеатре «Роял» был организован показ, на котором были представлены 20 костюмов. В первой части шоу манекенщицы дефилировали в одежде, причем каждая модель имела свое название – «Македония», «Син Охрид», «Ловеч», «Шоп», «Болярка» и другие. Вторая часть прошла под знаком аксессуаров парижской моды: утренние пеньюары, дневные, вечерние, бальные и свадебные туалеты. Сценография и музыкальный фон были выдержаны в духе народного искусства. По словам Видинской, ее платья с болгарскими мотивами понравились в Париже, и она даже получила заказ на вышивку в народном стиле от одного известного дома моды.

Она не шла на компромиссы и использовала только самые высококачественные такни – крепдешин, креп марокен, креп сатин, жоржет, муслин, шерстяной жоржет и другие.  Из-за этого среди ее клиенток были царица Иоанна, прима оперетты Мими Балканская и первая Мисс Болгария Люба Йоцова, выигравшая конкурс в 1929 году именно в платье от Видинской.

Звезда болгарской музыки Лея Иванова дебютировала на сцене «Казино» (сегодня – здание Софийской городской художественной галереи) в сшитой специально для нее «черной юбке с белой блузкой и шарфом». Супруги ведущих политиков, банкиров и адвокатов также доверяли вкусу Пелагии Видинской.

Царица Иоанна в одном из своих любимых платьев — от Видинской
Мими Балканская
Люба Йоцова. В этом платье она победила в конкурсе «Мисс Болгария»

Племянница Пелагии Лиляна оставила очень живое описание:

Она держалась линии одежды. Когда происходила заключительная примерка, она осматривала клиента со всех сторон и вносила коррективы при помощи булавок, чтобы все было   как следует. Ее работы, как и костюмы моей матери Димки все еще актуальны для тех, кто их хранит…  Моя тетя одевалась очень изысканно – костюм, платье. Ничего броского. Скромно, но элегантно. Не носила брюк. Иногда даже дома носила красивый шарф.  Шляпа, перчатки, сумочка – непременно. Я, когда была девочкой, девушкой, не выходила из дома даже до угла улицы,  чтобы купить газету отцу, не надев чулки, перчатки и шляпку. Это было немыслимо для людей нашего круга.     

Софиянки на прогулке по городу. 30-е годы ХХ века. Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com/
Софиянки на прогулке в Докторском саду. 30-е годы ХХ века. . Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com/

После 9 сентября 1944 года Пелагия Видинская осталась без своего модного дома, но продолжала работать. Создавала костюмы для Государственного фольклорного ансамбля (впоследствии названного именем Филипа Кутева), а затем стала главным мастером в швейном ателье Народного театра. Она умерла в 1960 году оставив после себя целую эпоху в развитии болгарской моды.

Источник

Заглавное фото — Девушка в модном платье. Варна, 1935. С сайта http://www.lostbulgaria.com/

PS Вы, наверное, прочитав материал подумали: «А почему — диктаторша?». Действительно в статье ничего не говорится об авторитарном характере Видинской. Возможно, авторы болгарского текста давая ему такой заголовок имели в виду,что Пелагия устанавливала — «диктовала» в Болгарии модные тенденции 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.