Мими Балканска

22 июля (по другим данным 23 июня) 1902 года в Русе родилась Мими Балканска — болгарская певица, артистка оперетты. Народная артистка НРБ (1950), Герой Социалистического Труда НРБ (1975).

Дед певицы — торговец, фабрикант и меценат Никола Балкански, был двоюродным братом и соратником одного из организаторов национально-освободительного движения в Болгарии против турецкого господства Георгия Раковского. При рождении девочке дали имя Руска, но в школу отец записал её по домашнему прозвищу «Мими». Девочке было семь лет, когда умер отец, и мать с тремя детьми переехала в Софию. Будучи гимназисткой, в 1914—1917 гг. училась игре на фортепиано и пению. Позже совершенствовала вокал в Берлине и Вене.

В 1916 году, в возрасте 14 лет, она, чтобы заработать на оплату уроков, попыталась поступить по конкурсу в группу хористов вновь созданного болгарского театра оперетты, но провалилась. По совету артиста Петко Атанасова позднее снова пробовалась на место солистки с более подходящей арией и была принята. В 17 лет дебютировала в театре «Ренессанс» в роли Лори в оперетте Кальмана «Фея карнавала». Миниатюрную артистичную красавицу с небольшим, но приятным сопрано, благосклонно приняли критики и публика. Сценическая карьера в амплуа субретки, а потом и героини, стремительно развивалась и к расцвету в 30-40-х годах Балканская считалась главной опереточной дивой Болгарии.

За 45 лет сценической карьеры Балканская сыграла более трёхсот ролей, среди них все женские роли в «Королеве чардаша» (Сильва, Стаси, Цецилия), Марица и Лиза в «Марице», Ганна Главари и Валансьенна («Весёлая вдова» Ф. Легара), главные роли в опереттах «Мадемуазель Нитуш» Ф. Эрве, «Бал в Савойе» П. Абрахама, «Страна улыбок» Ф. Легара, «Перикола» Ж. Оффенбаха и другие.

В содружестве с другими деятелями оперетты участвовала в учреждении Кооперативного театра оперетты в 1922 году, в котором служила до 1938 года и неоднократно гастролировала по европейским странам. С 1938 по 1942 год была ведущей актрисой в театре «Одеон». В 1942 стала одним из основателей Художественного театра оперетты в Софии и была его режиссёром и директором до преобразования в 1946 году. В репертуаре театра были классические венские оперетты, советские и болгарские произведения. Балканская играла во всех спектаклях, которые ставила. В 1946 софийский театр оперетты был преобразован в Национальный театр оперетты, а в 1948 национализирован и получил новое название «Государственный музыкальный театр имени Стефана Македонского». В этом театре актриса служила до завершения карьеры.

Мими Балканская снялась в кино: в роли молодой дамы в короткометражном фильме «Весела България» (1928) и в эпизоде в фильме «Невероятна история».

Кадр из фильма «Весела България». Мими Балканска — с зонтиком. Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com/

Певица оставила сцену в 1968 году.

В театре Балканская встретилась со своим первым мужем, известным тенором Иваном Цачевым. Этот брак способствовал карьере Балканской, но был недолгим: певец решил начать оперную карьеру в Германии. Цачев получил место в Дрезденском оперном театре, а Мими, хотя и понравилась немецкой публике, через три месяца предпочла вернуться в Болгарию. Со вторым мужем врачом Кирилом Марковым Балканская разошлась из-за его измены. Певице приписывают множество любовных связей со знаменитостями, но большинства из них, в том числе романов с Кемалем Ататюрком, Александром Стамболийским и Георгием Димитровым, в реальности не было. В возрасте 51 года певица встретилась с актёром Тодором Младеновым, который был младше её на 24 года. Балканская и Младенов прожили в гражданском браке 16 лет, до смерти Младенова в 1967 году от рака желудка.

Тодор Младенов

Мими Балканска умерла 22 июня 1984 года в возрасте 81 год в Правительственной больнице в Софии после операции на желчном пузыре. По материалам Википедии.

К сожалению мне пока не удалось найти в интернете записей с голосом Мими Балканской.

2 thoughts on “Мими Балканска

  • 22.07.2020 в 13:51
    Permalink

    При рождении девочке дали имя Руска, но в школу отец записал её по домашнему прозвищу «Мими»

    В Болгарии (и, насколько мне известно, и в других странах, в том числе в России) с языческих времен существовал старый обычай: давать новорожденным два имени. В некоторых местах он сохранился до наших дней. Одно имя — в данном случае Мими — известно всем, и людям, и обществу в целом, а другое — тайное, которое на самом деле является настоящим именем ребенка, данным ему при рождении. Настоящее имя было известно только самым близким людям и никому другому. Это магия, чтобы обмануть смерть. Если она захочет унести ребенка, она, конечно, будет спрашивать его настоящее имя, но никто не сможет сказать ей, кто этот ребенок, и смерть не сможет его найти.

    У обеих моих бабушек, у обеих дедушек были секретные имена, их настоящие имена. Нам, детям, однако, их никто не говорил, чтоб не проболтаться ненароком. И я был очень удивлен, когда однажды нашел свидетельство о крещении моей бабушки, в котором она была написана под совершенно другим именем, чем то, что я знал. :))))

    Ответ
    • 22.07.2020 в 14:01
      Permalink

      Спасибо! Я слышал об этом обычае, но как-то не сопоставил его с историей Мими Балканской

      Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.