Легенда об Авитохоле

или кто был родоначальником болгар?

Нели Великова

Все мы знаем о волчице, вскормившей основателей Рима – Ромула и Рема. Слышали и о троянце Парисе, вскормленном медведицей в лесу. Есть еще примеры — персидский царь Кир и испанский король Гобиас.  Эти истории использовались для воспитания патриотизма, вызывали трепет у врагов, поскольку все, связанное с богами, пробуждало в людях страх. Легенды настолько закрепились в умах людей, что сохранились до наших дней.

К сожалению, мифу о происхождении болгар не так повезло. Возможно, потому что болгары не имели письменности или по другой причине, но, так или иначе, он размылся за века взлетов и падений. Иностранные авторы, однако, смогли увековечить хотя бы часть этой красивой сказки. Сказки, потому что в ней присутствует не некое страшное животное, а священная и благородная олениха. Но, откуда, в сущности, мы знаем эту легенду?

В прошлом веке была обнаружена литовская хроника, датируемая, вероятно, XIV-XV веками. Она включала в себя несколько таких легенд – о царе Кире, Ромуле и Реме, и других. Согласно нее «князь мизийский, сиречь болгарский, был вскормлен в лесу оленихой после того, как был брошен в глухом месте, чтобы погибнуть».  Другой вариант этой легенды упоминает Прокопий Кесарийский. Он рассказывает, как одна волшебная серна указала путь утигурам и кутригурам по отмелям Меотидского озера. До того они считали, что через него невозможно переправиться, но благодаря животному перед ними открылись необъятные просторы. Согласно более поздним интерпретациям, легенда звучит так:

«Один ребенок был украден плохими людьми. По пути он так плакал и пищал, что они решили оставить его в лесу. Тогда одна милостивая олениха позаботилась о нем и вскормила своим молоком. Благодаря силе, которая скрывалась в этом молоке, он вырос сильным и смелым молодцем. Он убивал всех злодеев. Был благороден, мудр и добр, с прекрасными глазами оленя. Прославился во всем царстве, и в жены ему была дана самая красивая девушка.  Они воспитали огромное потомство. На смертном одре потомки спросили его, как им назвать свой род. Тогда он дал им необыкновенное имя, которое никакой другой народ не мог произнести, и они стали называться так. Имя, которое они будут хранить вечно – болгары»

К сожалению, имя этого героя нигде не записано. Мы можем только гадать, кем он был. Существует несколько версий.

Сторонники одной сравнительно новой теории о происхождении болгар – иранской, считают, что это был Авитохол – первый правитель из «Именника болгарских ханов». Согласно этому документу Авитохол был из рода Дуло и жил триста лет. Это, разумеется, миф. Защитники этой версии делают свое заключение, толкуя два корня его имени в связи с древнейшим иранским языком – санскритом. Слово «Ави», по их мнению, означает дикую овцу – животное, близкое к серне, а слово «токо» (от которого происходит корень «тохол») – сын, потомок.  У памирских народов серну обозначает слово «афи», а «тохал» снова – сын, потомок. Таким образом, имя означает «Сын (потомок) серны».

Именник болгарских ханов

Существует несколько других гипотез относительно этого необыкновенного болгарского родоначальника.

Те, кто отстаивает тракийское происхождение болгар, считают, что его имя происходит от имени тракийской нимфы Абы, дочери Хеброса и матери Эргиска от Посейдона. Частица «ток» опять означает «потомок», а окончание «ол» часто встречается в тракийских именах. Тюркологи, выводят корень его имени о слова «апат», что в переводе означает «отец», а производное от него слова «авит» — прародитель. Другие историки, ссылаясь на тюркское происхождение, отождествляют Авитохола с «Бичом Божьим» — Аттилой. Они опираются на несколько фактов. Первый – в 453 году гуннский вождь умер, а согласно вычислениям, именно тогда закончилось правление первого болгарского хана. На замечание, что от имени Аттила не происходит Авитохол и наоборот, они отвечают, что Аттила — это прозвище, а Авитохол – имя, данное при рождении.

Аттила из венгерского музея

Второй, также мифологизированный правитель – Ирник, якобы живший 150 лет. Он также происходил из рода Дуло и, как и Авитохол, начал свое правление в год Змеи. Его напоминает самый младший сын Аттилы – Ернак или Ернах. Византийский хронист Прокопий Кесарийский отмечал, что Ернак имел двух сыновей:

«…один звался Утигур, а другой Кутригур. После смерти отца они поделили власть и дали имена свои управляемым ими племенам, так что даже сегодня некоторые из них называют себя утигуры, а другие – кутригуры…»

Возникает вопрос, если это действительно Аттила и Ернах, почему не обозначены их настоящие годы жизни? И почему совпадает только один год? Сторонники этой версии поясняют, что через эти священные циклы – 300 и 150 лет — определяются первые два периода болгарской государственности. Но и этот постулат не доказан.

Мы не знаем правды об Авитохоле и легендарном болгарском родоначальнике. Однако, ясно одно – болгары ставили свое происхождение в один ряд с происхождением величайших народов, живших в течение веков. Носителям всех добродетелей оленихи в своем сердце и ее благородной крови в своих жилах, им удавалось уцелеть каждый раз, когда удары судьбы «бросали их в чащу». И они возвращались более сильными.

Источник

Заглавное фото — современная реконструкция «Конница Авитохола». https://www.baga-tur.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.