Коледные (рождественские) деревья

Я уже рассказывал о том, как в Болгарии празднуют Коледу (Рождество). Теперь хочу немного подробнее остановиться на одном из аспектов этого праздника.

Для современных людей одним из символов Рождества и Нового года является ель, украшенная пестрыми игрушками, светящимися гирляндами и мишурой. Однако, если мы отправимся назад во времени, то обнаружим, что и другие деревья были для наших предков обязательной частью ритуалов этого времени года – быдник (по-болгарски – «бъдник») и кизил (по-болгарски – «дрян»). Хотя эти растения отличаются как по внешнему виду, так и по их использованию в ритуалах, все они в сущности являются символами  одного ключевого мифологического образа – мирового (всемирного) дерева – символа космического порядка, гармонии и изобилия.

Традиционным болгарским эквивалентом рождественской ели был быдник (называемый еще быдняк или коладник). Изначально он представлял собой прямой ствол трехлетнего дерева. Чаще всего таким деревом был дуб, считавшийся священным деревом среди славянских народов. Еще в древности под ветвями дуба совершали жертвоприношения и возносили молитвы богам. Такая практика частично сохранилась до наших дней, хотя уже связанная с христианством – оброчные (ритуальные) места около многих сел находятся возле больших и старых деревьев. Там проводят сельские сборы (сходы) и готовят курбан (ритуальное угощение) в дни церковных праздников. Существует поверье, что кора и древесина таких деревьев обладают целебными свойствами.

Курбан под вековым «чудодейственным» дубом около села Ракитна, Благоевградская область. Фото Blitz.bg

Примером подобных верований является дубовый пень, до сих пор сохранившийся в софийской церкви «Св. Петка Стара». Дерево посвящено святому Ферапонту Софийскому. Считается, что из этого дуба была сделана плаха, на которой обезглавили святого. По другой версии, это дерево выросло там, где пролилась его кровь. До начала ХХ века среди верующих существовал обычай брать щепки этого пня для лечения различных болезней. Рассказывают, что в старину психически больных излечивали, привязывая на какое-то время к этому дубу, чтобы изгнать вселившиеся в них нечистые силы.

Быдник может быть не только дубом, но и грушевым деревом. Это не случайно. В старину считалось, что груша обладает способностью отгонять демонов и защищать от беды. Поэтому летом девушки часто носили венки из грушевых листьев и цветов – против «злой встречи», а на Быдни вечер на праздничном столе обязательно присутствовали сушеные груши.

Срубить быдник доверяли холостому или недавно женившемуся молодому парню. На заре накануне праздника он отправлялся в лес, чтобы найти подходящее дерево, срубить его, обрубить ветки, а затем принести домой. Ствол должен был быть такой длины, чтобы прошел в дверь дома. В Западной Болгарии встреча быдника была особенно торжественной. Хозяин нес его на правом плече и, входя в дом, благословлял:

Дощъл Божич и се похвалил с жребенца, теленца, ягънца, яренца, с голям клас на нива, с късмет и погодия. Тъкъ, тъкъ, бабини пиленца по село одили, дома доносили

(Божич – Коледа, Рождество)

Пришел Божич и хвалился жеребенком, теленком, ягненком, козленком, большим колосом в поле, удачей и погодой. Цып, цып, бабушкины цыплята по селу ходили, домой приносили

На что все домашние отвечают «Амин!»

Затем женщины совершали специальный ритуал, при помощи которого бъдник освящался – так называемое миросване. В основании ствола делали специальное небольшое углубление, заливали в него оливковое или топленое сливочное масло, помещали туда немного ладана и воска, а затем поджигали при помощи деревянной щепки. Нижний край освященного бъдника оборачивали чистым льняным полотном и дерево под специальные ритуальные песни устанавливалось возле очага. Вечером его клали в огонь, где оно медленно прогорало до самого рассвета, а угли от него тушили вином. Образовавшийся пепел сохраняли, чтобы потом использовать для лечения или разбрасывали в поле (часто – крест-накрест), чтобы будущий урожай был богатым. Согласно исследованиям, горящий быдник представлял собой земной эквивалент солнца. Его символический смысл — магическим образом помочь небесному светилу набрать силу и победить тьму и зиму в самые короткие дни года.

Важное место в рождественских и новогодних обрядах занимает кизил. Так как его ветки крепкие и упругие, он считается символом здоровья, выносливости и долголетия. Кроме того, кизил – первое дерево, цветущее в новом году, поэтому его почки олицетворяют победу весны над зимой, жизни над смертью. Согласно одной легенде, с помощью кизила Бог смог в очередной раз перехитрить Дьявола. Заметив, что кизил зацвел еще зимой, Дьявол принес весы и устроился под деревом в ожидании, когда созреют плоды, чтобы он мог их собрать и продать. Бог, однако, заметил это и приказал кизилу цвести первым, а плодоносить последним. Так Дьявол был наказан за свою жадность, а кизил получил прозвище – дьявольское дерево.

По традиции в Бъдни вечер на праздничном столе присутствуют и кизиловые почки, с помощью которых после трапезы гадают на будущее. В честь каждого члена семьи называют одну почку, которую бросают в огонь – если она взорвется сильно, значит в новом году этот человек будет здоров и удачлив.

сурвачка

Из кизила делают и сурвачки, с помощью которых желают здоровья и благополучия на Васильовден. Для них выбирают кизиловую ветку с более мелкими веточками и множеством почек. Украшают сушеными плодами, зернами кукурузы, баранками, мелкими золотыми или серебряными монетами, белыми и красными шерстяными нитками или фигурками, вырезанными из коры самого кизила ‒ символами плодородия и жизни.

Из кизиловых почек делают и «късметки» (символы удачи) в васильовденской банице, что является одновременно и гаданием, и добрым пожеланием на будущее.

Обычай украшать ель или сосну возник первоначально в Германии. Некоторые ученые находят в нем связь с древней скандинавской мифологией и деревом Иггдрасиль, на котором держится вся вселенная. Богато украшенное вечнозеленое дерево несет послание здоровья, долголетия и изобилия.

В Болгарию рождественская ель пришла только в конце XIX века, после Освобождения, в основном благодаря русскому и чешскому влиянию. Во время социализма ель из рождественской превратилась в новогоднюю, а Вифлеемскую звезду на верхушке сменила звезда пятиконечная.

По материалам «Большой книги болгарских праздников и обычаев»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *