Как шахтеры купили боевой самолёт

24 мая 1937 года День святых братьев Кирилла и Мефодия стал для жителей города Перник и особенно для шахтеров двойным праздником. В этот день был освящен самолёт «Миньор» («Шахтер»), который шахтеры купили для болгарских военно-воздушных сил.

О событии рассказывает Сильвия Нотева – куратор экспозиции «Новейшая история Болгарии» в городском историческом музее.

Инициатива родилась в 1934 году, когда шло восстановление Болгарской армии, существенно ослабленной Нёйиским договором (по этому договору страна не имела права иметь военную авиацию, были наложены другие ограничения по количественному составу и вооружению армии).

«В то время наша армия вооружалась и часто это происходило тайно – рассказывает Сильвия Нотева. – Это относилось и к авиации, когда под видом гражданских покупались самолеты, которые могли бы использоваться и в военных целях. Именно так был приобретен самолёт «Миньор». Рабочие собрали из личных средств около 600 000 левов на покупку немецкого аэроплана «Хейнкель 51», известного еще как «Сокол». Всего Болгария приобрела 12 таких машин, прибывших в страну в 1936 году».

Самолёт «Хейнкель 51» болгарских ВВС. Фото «Палитра крыла«

Шахтеры выразили желание внести свой вклад в возрождение военной мощи Болгарии, увеличив ее военно-воздушные силы еще на одну единицу.  Руководство шахт в лице Александра Спасова обязалось дополнить сумму, собранную рабочими. Всего от частных лиц было получено 596 321 лев. Кроме этих денег, согласно финансовому отчету за 1935 год (раздел XI «разное», т.1) из бюджета шахты было выделено 700 000 левов. Министерский совет Болгарии одобрил передачу этих средств в дар Дирекции воздухоплавания. 1 октября 1935 года на заседании Административного совета, состоявшемся в Министерстве народного хозяйства, Спасов доложил, что собраны средства в размере 1 296 312 левов и просил разрешить перевод их на счет Дирекции воздухоплавания при Министерстве железных дорог, почт и телеграфа. Административный совет одобрил доклад Спасова и разрешил передать деньги на покупку самолёта.

Единственную машину, приобретенную на деньги, собранные простыми болгарами, назвали «Миньор». Название нанесли на фюзеляж и крылья. В истории Болгарии было немного самолетов, носивших собственные имена. Кроме «Миньора» можно вспомнить самолеты «Симеон II», названный в честь наследника престола, родившегося 16 июня 1937 года и «Князь Борис Тырновский», построенный Сотиром Черкезовым в 1911 году и названный в честь будущего царя.  На освящение «Миньора» прибыл лично Борис III.

Борис III обходит строй перед освящением самолёта «Миньор». Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com/

 «Миньору» не довелось участвовать в боевых действиях. «В то время военная техника, включая и авиационную развивалась очень динамично, к началу Второй мировой войны «Хейнкель 51» устарел и использовался в качестве учебной машины» — завершает свой рассказ Сильвия.

1 ноября 1935 года (праздник шахты) подполковник Георги Минев Попвасилев – исполняющий обязанности начальника Воздушных войск в сопровождении нескольких летчиков был приглашен на шахту «Перник».

Он предал рабочим в лице технического директора шахты Васила Радославова подарок – люстру, изготовленную из деталей двигателя «Гном» (мощностью 50 л.с) и благодарственное письмо Дирекции воздухоплавания:

В знак благодарности и по случаю праздника шахты позвольте мне, господин директор через Вас преподнести шахтерам один небольшой памятный подарок. Последний в материальном отношении не представляет почти ничего в сравнении с тем, что сделали шахтеры для воздухоплавания, однако в моральном он является огромной ценностью, взятой из пантеона болгарского воздухоплавания. Мотор этот – один из тех, которые летали над Одрином и Цариградом во время Балканской войны, когда болгары впервые в мире использовали самолёт как оружие.

Так новое здание дирекции шахты, построенное в 1930 году, получило уникальный подарок – люстру, изготовленную из деталей авиационного двигателя. Восемь сферических плафонов были смонтированы на цилиндрах двигателя. Конструкцию дополнял деревянный пропеллер.  И сегодня эта люстра украшает фойе здания дирекции.  

16 июня 1936 года Министерство железных дорог, почт и телеграфа в знак признательности шахтерам за их патриотический поступок, вклад в развитие болгарской авиации и возрождение военной мощи страны наградило шахтерское знамя летным знаком «Серебряный орёл». «Государственные шахты Перник» стало единственным хозяйственным предприятием Болгарии, удостоенным этого знака.

Вручение знака «Серебряный орел» шахтерскому знамени. Фото https://m.bgdnes.bg/Article/9818088

Перевод с болгарского. Источник. Авторы: Георги Иванов и Алексей Гилтяй

Заглавное фото — самолеты «Хейнкель 51» (не болгарские). Взято отсюда.

2 thoughts on “Как шахтеры купили боевой самолёт

  • 28.05.2021 в 22:13
    Permalink

    Спасибо ! Очень приятно, то это в твой сайт, Яков!!!

    Ответ
    • 29.05.2021 в 07:32
      Permalink

      Спасибо тебе, Латинка, что дала ссылку на эту интересную статью

      Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *