Как масон спас 4000 жителей Русе

Отправимся в далёкий 1827 год, когда город Русе еще назывался Рущуком. Когда непрекращающийся шум автомобильных двигателей заменяло равномерное постукивание конских копыт по городской брусчатке. Когда зеленый, оглашаемый незатихающим детским смехом, Молодежный парк был еще болотистой местностью на окраине города.

В то время родился мальчик, названный Деню (Данаил), который через несколько лет превратился в известного болгарского масона Ивана Ведара.

Деню родился в семье ремесленника Николая. Он рос энергичным, бодрым мальчиком и еще в раннем возрасте научился принимать важные решения. В 14 лет он сделал один из важнейших выборов в своей жизни, убив турка, спасая от смерти своего отца. Можете представить себе серьезность совершенного будущим масоном преступления. Вот почему он должен был бежать из города в город, из села в село, получая завидное для своего времени образование.

После недолгого пребывания в Шумене, где Иван изучал армянский язык, он вступил добровольцем в чету Кынчо Илиева как переводчик. После примерно двухгодичных скитаний он оказывается в Константинополе, где случайно встречается с командованием английских войск, действовавших во время Крымской войны. Так перед молодым болгарином открываются двери в западный мир. Возможность стать моряком и путешествовать по миру нашла отклик в душе и сердце молодого человека, мечтавшего о приключениях.

Горячая кровь, текущая в жилах Данаила подтолкнула его записаться в английский флот, благодаря чему он участвовал в сражении за Севастополь. После окончания войны он объехал несколько стран, включая Мальту, вел переписку с революционной эмиграцией и помогал ей деньгами.

В 1858 году он недолго работал переводчиком в Министерстве иностранных дел Высокой порты, но после того как открылись дела его молодости, снова был вынужден скитаться. Изучая медицину в Бухаресте под именем Иван Николов, он получил там прозвище Ведар (Ведър – безмятежный) за свой добрый характер и теплую улыбку, не сходившую с его лица.

Деню был посвящен в масоны летом 1863 года, когда по рекомендации английского посланника отправился в Константинополь как переводчик английских инженеров, строивших железную дорогу Русе-Варна. Там, в сердце уже «больной» Османской империи он был посвящен в английскую масонскую Ложу «Восток» номер 687, а позже получал и высокие степени: 18-ю, 30-ю, 31-ю, 32-ю и 33-ю. Прежде чем мы перейдем к спасению русенцев, давайте кратко рассмотрим происхождение и сущность масонского учения, которое сыграло ключевую роль в подвиге Ведара около Рущука.

Иван Ведар со своей супругой Стояной.

Название масон происходит из французского языка и переводится буквально как строитель или каменщик. Есть гипотеза, что происходит и от французского слова «брат» (frère). Некоторые считают, что масонская ложа произошла от строителей пирамид в Гизе, но, скорее всего, это легенда. Другие связывают ее со строительством храма, в котором библейский царь Соломон намеревался укрыть Ковчег, но об этом тоже нет достоверных сведений. По легенде, мастера, строившие храм, были разделены на три группы: ученики, подмастерья и мастера, которым соответствуют три основные степени посвящения в современной масонской ложе. В сущности, первым документальным свидетельством является датируемая 1390-м годом копия неизвестного более раннего документа, так называемый — Холлиуэллский манускрипт, также известный как Поэма Региус (Regius Poem). Он состоит из 64 рукописных страниц в поэтической форме. Начинается с отсылки к Евклиду и его пониманию геометрии в древнем Египте, а затем к распространению искусства геометрии в «других землях». Он сопровождается пятнадцатью пунктами для мастера в отношении морального поведения (не укрывать воров, не брать взятки, регулярно посещают церковь, и т. д.) и режимов работы на строительной площадке (не использовать труд каменщиков в ночное время, обучать правильно учеников, не брать такую работу, которую нельзя выполнить и т. д.)

Независимо от того, действительно ли масоны являются носителями тайного знания или нет, они были космополитичными гражданами Средневековья и Ренессанса. Масонство не является религиозной сектой и, вопреки представлениям большинства людей, они почитают все священные книги. В сущности, ложа каменщиков представляет собой учение о морали и политике, хотя по уставу масонам запрещено высказывать политические взгляды. Два основных столпа масонства – священная геометрия и нравственная аллегория. Первая символизирует значение архитектора в символическом построении братства. Нравственная аллегория представляет через символы и знаки послание, которое не должно быть раскрыто непосвященными.

Со временем оформилось множество различий между ложами и исторически трудно рассматривать масонство как одну глобальную организацию. Это особенно верно именно для того периода, который мы рассматриваем – от середины XIX века до начала Второй мировой войны.

С началом Освободительной войны уже посвященный в масонство Ведар возвращается в Русе, где предыдущие годы он жил со своей супругой Стояной – дочерью видного представителя русенского общества Хаджи Станчо Драгошинова. Таким образом ему удалось сыграть ключевую роль в конце войны в 1878 году, когда после отступления штаба Мехмед Али –паши (главнокомандующего турецкой армией в Европе) оборона города была поручена элитным египетским частям под командованием Делавера-паши. По его приказу расположенные вблизи города башибузуки готовились к набегу, а большая часть русенского населения была принудительно собрана на окраине города (сегодня – Молодежный парк), где их должны были расстрелять или зарубить.

Иван Ведар (третий слева) с группой инженеров. 1864

Местные жители рассказывали, как уже 50-летний Иван Николов вышел из своего окруженного дома, заплатив жандармам торбу (мешок) золота и отправился к той болотистой местности. Думаем, каждый из нас может представить себе страшную картину: детский плач оглашает местность, отчаяние охватило сердца матерей, не способных защитить своих детей.

«Посреди этой картины горя, ужаса и страдания выделяется белобородый Ведар, который одним движением руки отменяет зловещий приказ. Башибузуки изгнаны, а население переходит под защиту регулярных войск. Один жест Ведара, одно движение его правой руки совершило чудо».

— так описывает событие современник масона – публицист Никола Шиваров

На самом деле Ведар вместе с итальянским консулом Энрике де Губернатисом и влиятельным турком хаджи Мехмед Алия поднялись на холм Левента, где находился Делавер-паша. Войдя к командующему, все трое сделали рукой масонский знак. Делавер-паша тоже был масоном. Поняв, что перед ним высший по степени брат, он обещал Ивану Ведару полное содействие.

Своим поступком Деню Николов спас около 4000 русенцев от гибели, а город от сожжения.

20 февраля 1878 года в город вошли русские войска под командованием Э.И. Тотлебена.

После Освобождения, в 1880 году, он организовал в Русе первую болгарскую постоянную масонскую ложу «Балканская звезда» (Etoile des Balkans), членами которой были более 72 человек, в том числе близкие друзья Ведара – Захарий Стоянов, Никола Обретенов, Тома Карджиев и другие. По непроверенным данным членом ложи инкогнито состоял и князь Болгарии Александр Баттенберг. Позже была основана ложа в Варне, бывшая короткое время «Гранд Ложей», в Софии и еще нескольких городах. Но в 1887 году Ведар был вынужден «усыпить» все ложи из-за опасения, что их деятельность будет опорочена политической и межличностной борьбой, характерной для молодого государства.

Памятники Ивану Ведару в Русе (слева) и в Разграде (справа).

Так никому не известный Данаил Николов, сын ремесленника, вписал свое имя в сердца русенцев, завоевав любовь и благодарность, подаривших ему бессмертие.

Перевод с болгарского. Источник.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *