Илинден

Согласно православному календарю, 20 июля – день, посвященный пророку Илие – одному из самых великих ветхозаветных праведников, который жил за 900 лет до Христа и предсказал его появление среди людей. Еще при жизни он был способен силой молитвы вызывать гром и дождь. Илия – единственный святой, который был взят на небо живым. Согласно его житию, он путешествовал со своим учеником Елисеем, когда огненная колесница, запряженная огненными конями, промчалась между ними и святой был унесен на небо.  Важным атрибутом святого Илии является его кожух (плащ). С его помощью пророк совершил одно из своих чудес – ударил им по водам реки Иордан и те расступились, чтобы праведник вместе со своим учеником Елисеем мог перейти на другой берег. При вознесении святого его кожух упал сверх на ошарашенного спутника – одна из сцен, часто изображаемых на иконах.

В фольклорных представлениях, весь мир поделен между четырьмя святыми: Иоанном, Николаем, Петром и Илией. Святому Иоанну выпало «кумство и богомолство» (крещение и богомольство), святому Николаю – «ходить по морю, поддерживать лодки», святому Петру – «ключи от райских врат», а святому Илие:

Паднали му се летни гръмотеви,

Паднали му се летни трескавици.

Да си лети под синьото небо,

Да си лети със  тъмните облаци,

Да събира мъгли и облаци,

Да заключва в Черното море,

Да заключва, още да отключва,

Да си дава роса и дъждове

Выпали ему летние громы,

Выпали ему летние лихорадки.

Летать под синим небом,

Летать с темными облаками,

Собирать туманы и облака,

Запирать в Черном море,

Запирать, а еще отпирать,

Давать росу и дожди.

В болгарском фольклоре святой Илия – покровитель грома, поэтому его день – день обрядов, связанных с громом и огнем. Повсеместно считалось, что если в праздник гремит гром или идет дождь, то следующий год будет плодородным. В Ловечском регионе, однако, верили, что если 20 июля гремит гром, то орехи будут пустыми или гнилыми. Святой также распоряжается облаками и туманами, ветрами и дождями, молниями и градом. Поэтому его также называют градушкар, гръмовник, гръмоломник, гърмоделец, гръмолия.

В народных представлениях Илия – старец с длинной белой бородой, одетый в абу (плащ), в одном из рукавов которой держит ледяные зерна града. Голова его часто покрыта девятью или двенадцатью платками. Таким образом Бог не дает ему смотреть вниз на землю, когда он выпускает на волю небесные стихии. С градом связан и орел, поэтому запрещается трогать орлиные гнезда. Когда в небе появляется черная туча, мужчины стреляют в нее из ружей – чтобы испугать орла, который отведет тучу в другом направлении. Верили также, что, если посмотреть на тучу, несущую град через вербовый венок, сохраненный с Цветницы, или через сито, град уйдет. В других местах зажигали свечи из жира георгиевского ягненка, выносили на улицу первое покрашенное к Пасхе яйцо и т.д.

Святой Илия проезжает по небу в своей огненной колеснице, запряженной двумя или четырьмя белыми или алыми конями. Рядом с ним сидит ангел, который правит конями. Илия пускает огненные стрелы в драконов (змеев), которые нападают на пшеничные поля. Молнии вылетают и из копыт его коней.

Верят, что, если святой Илия не убьет дракона, не будет плодородия. По всей Болгарии летние грозы объясняют битвами, которые он ведет. Поэтому, когда гремит гром, люди накрывают сосуды с водой, чтобы в них не спрятался дракон, а матери прячут своих дочерей на выданье, чтобы дракон не увидел их и не полюбил. В регионе Казанлыка верят, что гром гремит от того, что Илия моет бочки и понимает шум. Довольно редко святого представляют в образе пастуха играющего на свирели. Летние белые облака в этом случае – его «овечки».

Святой управляет стихиями, он может «запереть дожди и ветра», которые нужны земледельцу для хорошего урожая. Святая Мария (Мария Магдалина), день которой отмечается 22 июля согласно народным верованиями является сестрой Илии и также может управлять громом. В песне из Благоевградского региона она ищет лекарство для святого, который девять лет не встает с постели.  Святая Богородица советует напоить его молоком оленихи.

Разболял се гръмовник Илия

Та е лежал девет годин.

Не повея хладен ветрец

Девет годин не зароси,

Не зароси ситна роса.

Той си има милна сестра

Милна сестра света Мария,

Тя тръгнала лекда дири,

Лек да дири за свой братец.

Срещом среща Божа Майка:

— Добра спеща, света Марийо,

Къде си се запътила?

Отговоря света Мария:

— Ой те тебе Божа Майка,

Разболял се моя братец,

Моя братец свет Илия.

Свет Илия гръмоломец,

Та отивам цяр да диря.

Отговаря Божа Майка:

— Я се върни, света Марийо,

Та си иди назад вкъщи,

Та си вземи блюдо трички,

Блюдо трички и солчица,

Па си иди на поанина,

Дека пасат кошутици.

Примами си кошутица,

Та издои прясно мляко

И си запой мила брата

Мила бпата, свет Илия;

Това мляко цяр ще бъде.

Повърна се света Мария,

Повърна се назад вкъщи,

Та се узе блюдо трички,

Блюдо трички и солчица,

Па отишла на планина,

Примамила кошутица,

Издоила прясно мляко.

Къ е пийнал прясно мляко,

Къ е пийнал свет Илия,

Оздравял е и станал е.

Той отключил Черно море,

Та завеял хладен ветрец

И заросил дребен дъждец.

Для болгар Илинден – один из самых больших летних праздников. Считается, что он отмечает середину лета. В Странджанском регионе считают, что с этого дня время начинает идти к зиме, поэтому говорят, что у святого Илии есть семь кожухов – первый он надевает на свой праздник, второй – на Голяму (большую) Богородицу (15 августа), а последний на Никулден (6 декабря). И на Никулден окончательно устанавливается холодная погода.

В Причерноморье и на Дунае в Илинден рыбаки не выходят в море или на реку. Запрещено и купание, поскольку верят, что «воды обращаются» и тогда святой Илия принимает жертвы – утопленников.

По традиции на Илинден в каждом доме приносят в качестве жертвы небесному повелителю самого старого прошлогоднего петуха, называемого «баща» (отец).  Его режут на пороге дома и по тому, куда он «отскочит», гадают. Если подпрыгнет высоко – в доме будет удача, если вовнутрь и особенно, если достигнет очага – будет плодородие, свадьба и много детей в доме. Готовят и обрядовые хлеба – боговицу и колач. Трапеза из жертвенного петуха и хлеба кадится (окуривается) самым старшим членом семьи. В Северо-западной Болгарии женщины прикрепляют по одному перу из петушиного хвоста к дверям, чтобы отгонять зло и черную магию.

Считается, что, если святой Илия сердится, он высыпает из своих рукавов наводнения и град. Поэтому во многих местах, чтобы его умилостивить, организуют общие сельские сборы с курбаном (ритуальным кушаньем) из барана, вола или быка. Общую трапезу организуют возле церкви, часовни, старого святилища или векового дерева поблизости от села. Чаще всего священным деревом является дуб, растущий на холме. Верят, что курбан в Илинден защищает людей и посевы от гроз и града.

В некоторых частях Болгарии в день накануне праздника происходит ритуальное изгнание змея, символизирующего засуху. Крестьяне молятся о дожде и совершают обряды Пеперуда и Герман, о которых мы уже рассказывали.  Согласно народным поверьям, травы, собранные на Илинден, обладают особенной лечебной силой и помогают при болезнях глаз, высокой температуре и гнойных ранах. Считается также, что человека, искупавшегося в Илинден, не может поразить молния.

В некоторых софийских селах в этот день качают первый в году мед, тогда как в других районах это происходит в день святого Прокопия Пчеларя – 8 июля. Первый мед несут в церковь, где его благословляет священник, а затем раздают людям на улице.

Святой Илия является покровителем скорняков и меховщиков (из-за своего необычного кожуха), а   также гончаров и изготовителей черепицы, работающих с огнем. Изготовители черепицы в этот день делают колеса из невысушенной черепицы, о которых говорят, что они от колесницы святого Илии. С недавнего времени святой считается также покровителем пожарных. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.