Греческая история родопских рыбаков

Какие ассоциации возникают у нас при слове Родопы? Горы, леса, поля (и конечно же, популярные в СССР сигареты), охота… Рыболовство? Кажется, это тема Дуная, Бургаса или Варны. Однако, почитайте историю, с которой нас познакомила кмет (мэр) родопского села Момчиловцы Сийка Суркова. Статья опубликована на болгарском языке на сайте Agronovinite.com.

Большинство туристов в селе Момчиловцы с удивлением узнают, что рыболовство давало средства к существованию многим родам в Родопах, а местные мужчины в совершенстве владели этим тонким ремеслом. Первые рыбаки отправились в Северную Грецию около 1800 года и долгие годы зарабатывали себе на жизнь в районе соленого озера Бору гьол (сегодня – Вистонида), связанного с Белым (Эгейским) морем. «Рыбацких родов в Момчиловцах достаточно много, но наш самый большой и один из первых, отправившихся искать себе пропитание в Северную Грецию», – рассказывает 73-летний наследник рыбацкого рода Тодор Каневски.

В музее в селе Момчиловцы есть отдельная экспозиция. посвященная родопским рыбакам

«Первоначально родопчане были сулинаджиями. Их так называли, потому что они ловили сулиний – мидий с твердой скорлупой, но очень вкусной внутренностью. Их ели и во время постов, поскольку не считали мясом» — рассказывает Каневски. Предки его добывали сулиний на отмелях Белого моря особым способом – ловили их специальными приспособлениями, напоминавшими шампуры, и наполняли корзины 50-60 килограммами в день. Родопские сулинаджии продавали мидий в Грецию и привозили в свои дома, чтобы питаться ими. На одном из островков площадью около 2 000 кв. метров момчиловские рыбаки построили хижины, в которых жили около 180 человек, по родам. Жители Чепеларе тоже построили свое селение на берегу. Многие из капитанов талянов (иначе – далянов – особых сооружений для ловли рыбы. См. примечание) также были болгарами из Тракии и Родоп. Только из приморских озер ежегодно добывали около 650 тонн рыбы.

Удостоверение рыболова

Родопские рыбаки отправлялись на заработки в сентябре и возвращались в село только в мае. Они оставались со своими семьями лишь на три-четыре месяца – пока засеют и пожнут поля. Затем пешком и на лодках за три дня и три ночи добирались до греческого села Порто Лагос, в 25 километрах от Ксанти. В селении, около озера Бору гьол, находился и порт Порто Лагос – главная база болгарских рыбаков.

Лодки родопских рыбакаов

Чтобы кормить свой скот, гурбетчии (те, кто отправлялся на заработки в чужие края) гнали с собой целые стада – овец, коров, телят, лошадей, которых откармливали и весной возвращали в родные места. «Когда они возвращались, в селе наступал праздник. С нетерпением ждали их. Отец привозил полные бочки рыбы, подарки и другие товары. Помню, как ребенком я вынимал из мешков угрей, они были больше метра длиной. В тот же день раздавали рыбу соседям» — рассказывает Тодор.

В далеком 1905 году родопские рыбаки остались совсем без улова. С сентября, когда они пришли к лагуне Бору гьол, до праздника Никулден (6 декабря) в их сети не попалась ни одна рыба. Они получали из родного села от своих жен вести, что еда в домах закончилась, а дети ходят голодные и несчастные. Все были в отчаянии.

Икона Святого Николая в Порто Лагос

«Однажды старый рыбак из села Момчиловцы Иван-кехая (старшина артели – прим. переводчика) встал на колени перед иконой покровителя морей в монастыре Святого Николая в Порто Лагос и горячо взмолился: «Святой Никола, смилуйся над нами. Мы голодаем, мы все в долгах, а дети наши уже три месяца ходят босые и голодные.  Дай нам улов». После этой молитвы произошло чудо. Святой смилостивился над ними и уже в тот же вечер рыбаки наполнили уловом две лодки» — вспоминает Тодор Каневски рассказ своего отца Николы, который больше 40 лет ловил рыбу в озере Бору-гьол в Греции

Легенды о чудесах Святого Николы передаются в Родопах из поколения в поколение. Наследники тех рыбаков, кормивших свои семьи рыбой из Белого (Эгейского) моря, рассказывают, как щедрый святой защищал их от высоких, пятиметровых волн. Его видели и в пророческих снах. Видели его возле себя с длинной белой бородой во время шторма в открытом море и знали, что он их защитит.

Долгие годы сотни родопчан кормили свои семьи, занимаясь рыболовством в Греции. До Балканской войны по берегам Эгейского моря девять из десяти рыбаков были болгарами из Чепеларе, Момчиловцев, Петково, Устово, Райково и Смоляна, свидетельствует бывший заместитель мэра Порто Лагос Васил Дечев.

Турецкое правительство за плату разрешало предпринимателям лов рыбы в озерах Бору, Кадънджик, Карачел, Яна и других. Покупали это право преимущественно богатые турки, но ловили, солили и продавали рыбу болгары. Они должны были платить определенные проценты владельцу промысла, а все остальное оставляли себе. После 1851 года и до самой Балканской войны среди хозяев рыбных промыслов на большом озере Бору гьол был и болгарин Данчо Киряков из Устово, а промыслами на озере Тепеджик долгие годы владели братья Кундопльовы из Лозенградской области.

родопские рыбаки

В период с 1885 до 1912 г. главным руководителем большого боругьолского даляна был Радю Тодоров из села Петково. Капитанами более мелких далянов также были родопчане. Серьезный спад в объемах вылова рыбы был зарегистрирован после 1900 года. Причины этого были как политическими, так и экономическими. Сразу же после окончания Первой мировой войны мэр Порто Лагос предпринимал значительные усилия по восстановлению рыболовства, но экономические условия существенно изменились.

Для возобновления и развития рыболовства на Эгейском море было основано первое в своем роде рыболовное товарищество «Момчилови водоборци». В него записались больше 100 членов и все рыбаки, вернувшиеся с полей сражений, вновь отправились на работу. Новый болгарский закон о рыбной ловле от 22 июля 1919 года позволял рыбакам (объединенным в кооперативы) ловить рыбу не только в открытом море и закрытых озерах, но брать соразмерную часть рыбы, оказавшейся внутри даляна. За короткое время общество укрепилось, были построены новые кооперативные здания, закуплен новый инвентарь.

Однако, после подписания 27 ноября 1919 года Нёйиского договора, граница с Грецией была закрыта. Болгарские войска и администрация покинули побережье Эгейского моря. Прекратило свою деятельность и общество «Момчилови водоборци». Все кооперативное имущество было брошено на произвол судьбы и, несмотря на усилия заместителя мэра Порто Лагос Васила Дечева, разграблено.

Аутентичные рыболовные снасти и сапоги представлены в музее села Момчиловцы

С потоком беженцев, распродав все свое имущество, на родину отправились и братья Кацаровы из Райково. Бедность и безработица первых послевоенных лет разделила их. Тодор вернулся в Райково, Иван обосновался в Пловдиве, а Георгий и Илия отправились в Бургас и снова связали свою жизнь с морем. Купили место на рыбной бирже и начали торговать рыбой – сперва в розницу, а потом – оптом, продавая ее в крупные города Болгарии.

Братья начали искать новые способы обработки, консервирования и замораживания рыбы и морепродуктов. Читали иностранную литературу, дорого оплачивая ее переводы, но это помогло им за короткое время занять ведущее место в отрасли. В 1925 году на купленном ими земельном участке на улице «Царь Крум» было построено и оборудовано здание, в котором началась работа, а в газете «Държавен вестник» опубликовано сообщение о регистрации первой болгарской фабрики по переработке и консервированию рыбы.

В силу Закона о поддержке промышленности, им было предоставлено место в индустриальном квартале города, где было построено и оборудовано современными механизмами новое здание. Фабрика Кацаровых добилась больших успехов на внутреннем рынке, завоевала золотую медаль на международной выставке в Варне, была прекрасно представлена и на Пловдивской выставке. Деятельность братьев продолжалась вплоть до национализации фабрики.

В 1941 году, когда Болгария вновь заняла побережье Эгейского моря, родопские рыбаки вновь вернулись в Порто Лагос и основали трудовой рыболовецкий кооператив «Бяло море», контора которого находилась в Ксанти. Его деятельность была успешной, но вновь продлилась недолго. С отступлением болгарских войск кооператив был ликвидирован и этим был положен конец организованному болгарскому рыболовству на Эгейском море.

Тодор Каневски

Когда рыболовство в Северной Греции стало невозможным, рыбаки из села Момчиловцы начли собираться у Каневских, вспоминать озеро Бору гьол и рассказывать рыбацкие истории. Тодор Каневски слышал от своего отца рассказ, как в прошлом веке он поймал самую крупную рыбу – целых 100 кг.  Она была из рода акул и за половину денег, вырученных от ее продажи, родопчанин купил овцу.

Наследники старых родопских рыбацких родов часто посещают монастырь Святого Николая (филиал Ватопедского афонского монастыря) в Порто Лагос (кстати, мы тоже посетили его в 2019 году во время путешествия по Родопам и Северной Греции. На этом самом озере Бору гьол нас чуть не сожрали комары).

Рассказы о рыболовстве и жизни в Греции были для меня в детстве и телевизором, и радио. С ними я ложился, и с ними вставал. Поэтому я счастлив, что имел возможность несколько раз посетить Бору гьол и монастырь Святого Николы в Порто Лагос, которые связаны с памятью моего рода» — говорит бай Тодор Каневски. – При первом посещении этого святого места как в киноленте ожили рассказы моего отца. Всплыли картины тяжелой жизни предков, которые две трети года были разлучены со своими семьями. Они ловили рыбу днем и ночью, в холодные зимние месяцы их руки покрывал лед…

монастырь Святого Николая

Источник— сайт Agronovinite.

Примечание: Далян или талян (тур. dalyan от итал.) — морское статичное рыболовное сооружение. Состоит из круглой или эллипсовидной сетчатой ограды, длиной обычно 100-120 м, установленной на расстоянии 150-600 м. от берега, натянутой между вбитыми в дно столбами. Огороженное пространство имеет выход («горло») со стороны берега шириной около 30 м. От середины «горла» до берега идет сетчатая преграда («крилка»). На двух противоположных краях даляна привязаны по одному большому мешку. Плывущая вдоль берега рыба направляется «крилкой» в «горло», заплывает внутрь ограды, где попадает в мешки или рыбаки вылавливают ее подвижными сетями. С сайта «Болгарский жаргон»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *