Гибель «Струмы»

И другие события 24 февраля в истории Болгарии

24 февраля 1861 года Великий церковный собор в Константинополе лишил сана и осудил на заточение в новоафонских монастырях лидера борьбы за независимость Болгарской православной церкви от Констанопольской патриархии митрополита Иллариона Макариопольского и поддержавших его митрополитов Авксентия Велешского и Паисия Пловдивского.

Илларион Макариопольский, Авксентий Велешский и Паисий Пловдивский.

Поводом для этого стало то, что 3 апреля 1860 года во время так называемой Великденской (Пасхальной) акции во время торжественного богослужения в болгарской церкви Святого Стефана (тогда еще деревянной) в Константинополе Илларион не упомянул имени вселенского греческого патриарха, сказав вместо него «всякое епископство православных», что могли произносить только предстоятели автокефальной церкви. Вместо имени вселенского патриарха Кирилла VII Константинопольского было произнесено имя султана АбдулМежида I. В то время именно османский султан был сувереном болгарских земель, по этому формально канон был соблюден и болгарских священников нельзя было обвинить в ереси или самотлучении. Так Илларион Макариополский символично отверг власть Константинопольской патриархии над болгарской паствой.

В заключении болгарские епископы находились до 1864 года.

24 февраля 1878 года русскими войсками освобожден город Горна Джумая ( сегодня — Благоевград). В тот же день штаб русской действующей армии прибыл в пригород Константинополя — Сан Стефано.

24 февраля 1921 года Указом царя Бориса III в Болгарии была отменена всеобщая воинская обязанность. Солдаты Болгарской армии должны были служить на добровольной основе за плату. Иными словами, Болгарская армия перешла на контрактный принцип комплектования.

24 февраля 1942 года районе Босфора погибло болгарское судно «Струма», перевозившее 778 болгарских и румынских евреев- беженцев в Палестину.

«Струма», спущенная на воду в 1867 году и в 1942 году ходившая под панамским флагом, была зафрахтована организацией румынских евреев, чтобы с согласия румынского правительства перевозить евреев в Палестину. Уплаченная сумма была непропорционально большой по сравнению с ужасным состоянием судна.

«Струма»

После отплытия 12 декабря 1941 года из румынского порта Констанца то и дело ломались двигатели. Спустя несколько дней «Струма» достигла Стамбула.

На протяжении десяти недель турецкое и британское правительства вели тайные переговоры о судьбе пассажиров, которых британцы не хотели впускать в Палестину, а турецкие власти не пускали на берег, чтобы те не остались в Турции.

Поначалу британский посол в Стамбуле Хью Начбулл-Хьюджессен направил в Форин-офис предложение «не перекладывать ответственность на турецкое правительство и позволить беженцам продолжить свой путь в направлении Дарданелл и далее — в Палестину, где они, несмотря на свой нелегальный статус, могли бы получить гуманное обращение». Но Гарольд Макмайкл, Верховный комиссар Палестины, и Уолтер Гиннесс, министр по делам Ближнего Востока с канцелярией в Каире, были категорически против. Запрещая пассажирам «Струмы» въезд в Палестину, они ссылались на множество формальных причин, в том числе на то, что «беженцы со «Струмы» не являются «обладателями востребованных профессий» и потому будут «непродуктивным элементом населения», и на необходимость «предотвратить проникновение нацистских агентов под прикрытием беженцев».

При этом, несмотря на все усилия, английским спецслужбам не удалось обнаружить хотя бы один случай «проникновения нацистских агентов под прикрытием беженцев» среди евреев.

Санитарные условия и ситуация со снабжением на переполненном корабле становились всё хуже. Для 20 пассажиров в порядке исключения удалось достигнуть договорённостей, и в феврале 1942 года на борту оставались 769 пассажиров. Во время переговоров о продолжении путешествия хотя бы для детей в возрасте от 11 до 16 лет турецкие власти распорядились отбуксировать корабль в открытое море.

Характерная картина перевозки еврейских беженцев морем. Снято скорее всего на борту судна „Рудничар” . Из архива семьи Горбатенко.

Несмотря на продолжавшиеся несколько недель работы по починке двигателя, он всё никак не заводился. На следующий день после буксировки, 24 февраля 1942 года, «Струма» погибла в результате взрыва. Самой распространенной версией является взрыв торпеды, выпущенной с советской подлодки Щ-213. О том, что «Струму» потопила торпеда, рассказал единственный выживший — 19-летний беженец из Кишинева Давид Столяр. Он сказал, что видел торпедный след на воде.

Капитан «Струмы» Григор Тимофеев Горбатенко, удостоверение капитана. Из архива семьи Горбатенко

В 10:45 24 февраля 1942 года советская подводная лодка «Щ-213» (командир — старший лейтенант Д. М. Денежко) выпустила одиночную торпеду по «крупному транспорту под болгарским флагом», после чего наблюдался взрыв и погружение цели. Однако однозначных доказательств, что потоплена была именно «Струма», нет.

В начале 2000-х годов на месте, где затонула «Струма», турецкие водолазы обнаружили останки корабля, идентичность которого, однако, не могла быть точно установлена. 3 сентября 2001 года на месте катастрофы в море была проведена церемония памяти погибших с участием родственников пассажиров «Струмы», представителей еврейских общин Турции и послов Великобритании, Израиля и дипломатов США. В израильских городах Ашдод и Холон установлены монументы памяти погибшим.

Памятник погибшим в Ашдоде

24 февраля 1945 года Первая болгарская армия под командованием генерал-лейтенанта Владимира Стойчева получила задачу о проведении Мурской операции — наступательной операции против немецких войск севернее реки Драва. Целью операции было отрезать Вермахт от нефтяных промыслов в районе города Надьканижа

24 февраля 1984 года Дьявольский мост на реке Арда вблизи города Ардино объявлен памятником культуры. Мы были там во время нашего путешествия в 2019 году.

24 февраля 1992 года создан Национальный парк «Рила» общей площадью 107 924 гектаров — крупнейший по площади национальный парк Болгарии. Высота варьируется с 800 м. у Благоевграда до 2925 м на пике Мусала (высочайшем на Балканском полуострове). Включает в себя 120 ледниковых озёр, в том числе семь Рильских озёр. Истоки многих рек находятся в национальном парке, в том числе одна из крупнейших рек Балкан — Марица, и крупнейшая болгарская река Искыр. Парк располагается на территории Софийской, Кюстендилской, Благоевградской и Пазарджикской областей. Включает в себя четыре заповедника: Паранаглица, Центральнорилский, Ибарский и Скакавицкий.

Национальный парк «Рила» является одной из крупнейших и ценнейших охраняемых природных зон Европы. Два заповедника из четырёх включены в список ООН особо охраняемых природных территорий, все четыре включены во Всемирную сеть биосферных резерватов в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *