Цветница

В воскресенье после Лазарова дня за неделю до праздника Великден (Пасха) христианская церковь празднует Вход Господень в Иерусалим накануне еврейского праздника Песах. Согласно новозаветным текстам, Спаситель прибыл в город верхом на осле, а верующие встречали его, расстилая перед ним свои одежды и пальмовые ветви. В болгарском народном календаре этот день называется Цветница, Връбница, Цветна неделя, Куклинден.

На Цветницу в церкви служат молебен и благословляют ветки вербы (отсюда название — Връбница). Их раздают верующим и каждый несет их домой на здоровье — их кладут на лампаду или на домашнюю икону (при этом прошлогодние веточки сжигают), бросают в саду на чистое место, привязывают к ветвям плодового дерева, а в некоторых селах добавляют в корм скоту.

Веточками вербы украшают двери и ворота, из них плетут венки. Верба в данном случае заменяет пальмовые ветви, которыми Иисуса Христа встречали в Иерусалиме.

Верба присутствует в различных фольклорных практиках — ей украшают дома, вербовой веткой выгоняют корову на пастбище. Верят, что верба обладает целебными свойствами — при тяжелых родах бабы-повитухи три раза переливают через вербовый венок воду и дают выпить роженице или поджигают вербовые ветви и кадят ими. Вербовыми веточками украшают рога скота, а если какое-то животное заболеет, его окуривают дымом сушеных вербовых венков. Особую силу приписывают веточкам, освященным в церкви. Если ребенка сглазили, нужно умыть его лицо водой, в которой полежала верба, освященная в Цветницу — «чтобы отогнать сглаз». Заметив грозовое облако нужно вынести на улицу вербовый венок или зажечь его чтобы отогнать опасность. В некоторых местах ветвями вербы, взятыми в церкви, опоясывают поясницу, чтобы она не болела. Ветви вербы кладут и в емкости, в которых месят тесто, чтобы не было мучных червей.

В центре фольклорного праздника находится обряд кумичене, когда девушки гадают на будущее замужество. Девушки, которые лазарували, на Цветницу собираются вместе и отправляются к реке (даже если это далеко от села, они все рано идут туда). Кумичене совершают или при помощи обрядового хлеба (который называют «кукли», «краваи» или «колаци») или при помощи венков. Хлеба готовят специально для обряда и приносят к реке завернутыми в чистую скатерть. Каждая девушка отрезает кусок от своего хлеба и все куски выкладывают на «бухалку» (валёк, варда-колотилка, лапта, портомойник, пральник — массивная прямоугольная пластина для выколачивания белья во время стирки, слегка изогнутая, с рукояткой), который обычно использовали при стирке белья на реке. Затем одна девушка бросала «бухалку» в реку. Куски хлеба плыли по течению. Девушка, чей кусок вырывался вперед по поверью должна была выйти замуж первой из всех. Ее выбирали «кумицей». В некоторых местах к куску хлеба красной ниткой привязывали монетку.

Во многих регионах для обряда кумичене используют венки из вербы. Тогда девушки становятся в ряд и одновременно бросают свои венки в воду. Также, чей венок будет первым — первой выйдет замуж. В Бургасском регионе существует свой специфический вариант — в реку пускают лодочки, сделанные из тростника или камыша. В Западной Болгарии в конце ритуала девушки становятся в две цепочки держа друг друга за плечи, уходят от реки и поют следующую песню:

Войнова мале, ти чул ли си,

че войно иде от далечна пътя?

И кара войно до три кочии:

Една кочия — войно с невяста,

друга кочия — бяла премяна,

трета кочия — тежко имане.

(кочия — бричка, тележка, коляска).

На пути от реки исполняется и специальная песня о кумице, в которой поется, что она вознаграждена золотыми монетами.

Когда девушки достигнут дома кумицы, они стучат в двери и домашние открывают, узнавая таким образом, что их девушка стала кумицей. В доме устраивается угощение для всех девушек, участвовавших в обряде. После трапезы девушки садятся в круг и поют «припевки» — специальные песни, в которые вплетают имена юношей и холостых мужчин, которые им нравятся. По поверью после «припевок» упомянутые в них мужчины возьмут девушек замуж. «Припевают» все девушки, которые кумичили.

Цъфнало е кокиче

у Златкина градинка,

вечер го Златка полива,

сутрин го Стамен обира

(«припевают» Златку и Стамена)

С этого дня и до самого праздника Великден девушки «говеят» перед кумицей, т. е. не говорят в ее присутствии и, встретив на улице не переходят ей дорогу. На второй день после Пасхи они приходят к ней в гости. Приносят ей в дар специальный обрядовый хлеб — «кукла», в середине которого помещается красное яйцо, и тогда «отговяват» — заканчивают соблюдать ритуальное молчание. Мать кумицы готовит трапезу для девушек. В Западной Болгарии в доме кумицы вешают качели, на которых она качается первой, а за ней остальные девушки — на здоровье.

Фото Photography by Danish

По поверью обряд кумичене совершают ради здоровья и изобилия, а также для защиты от змея — девушка, коротая лазарувала и кумичила не может быть похищена змеем.

Во время Великого поста не танцуют круговое хоро, а только «открытое», «разорванное» лазарское хоро (иначе — «буянец»). Вечером на Цветницу на сельской площади девушки, которые кумичили, в последний раз танцуют это обрядовое хоро, а в конце к ним присоединяются парни и другие девушки, и круг хоро замыкается. Это первое замкнутое хоро в пасхальные праздники, и оно сопровождается песней на предсвадебную тему.

Проводил ми й Христо до майка си

-Много здраве до моята майка.

Тя да стане рано на Връбница,

че да иде под гора зелена

да набере здравчовото листи,

че да доде право на хорото,

да раздаде на мома по стръчец,

да раздаде на момък по листце,

на либе ми два стръка да даде.

(Старозагорский регион)

По материалам «Большой книги болгарских праздников и обычаев».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *