Болгарская «Слава» — подлодка-музей

Где-то около года назад я читал о намерении превратить последнюю болгарскую подводную лодку «Слава» в музей. И вот недавно нашел в одном из блогов материал, посвящённый этому музею. Перевел его, постаравшись сохранить авторский стиль, и предлагаю вашему вниманию. Курсивом даны мои примечания к оригинальному тексту.

«Нам редко попадалось что-то настолько же уникальное как музей подводного плавания – последняя болгарская подлодка – «Слава». Этот пост не будет похож на мои обычные рассказы о путешествиях по лесам и селам. Долго думал, как его написать так, чтобы он был информативным и передавал личные впечатления, но не превратился в словоизлияние, достойное лишь вечерних посиделок за рюмкой. Начну с небольшой предыстории, продолжу сведениями о самой подлодке и закончу моими личными впечатлениями от музея. Я буду выкладывать фото, ко многим из которых, к сожалению, не могу дать пояснений. Большинство приборов в подлодке – иностранные и подписаны на русском языке. О предназначении некоторых нам рассказал экскурсовод, но вам лучше услышать этот рассказ самим.

Впервые подводная лодка была принята на вооружение болгарских ВМС в 1916 году. Но история болгарского подплава началась намного раньше. Еще в 1907 году в болгарском флоте служил первый офицер-подводник – Рашко Серафимов (интересная личность, кстати, надо будет о нем отдельно написать). Он стажировался во Франции и России и первым в истории провел безперископную атаку по гидроакустическому пеленгу.

В 1916 году Германия передала Болгарии первую подводную лодку UB-8, которая была переименована в «Подводник №18». После окончания Первой мировой войны подлодка была уничтожена, а Болгарии было запрещено иметь подводный флот.

Подводная лодка №18, пришвартованная к медицинскому кораблю, между 1916-1918 г Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com
Подводная лодка №18 у причала в Варне, между 1916-1918 г Фото с сайта http://www.lostbulgaria.com

Ситуация изменилась после Второй мировой войны, когда от Советского Союза были получены три лодки проекта MX-V («Малютка»). В 1958 болгарский флот получил две более современных лодки проекта 613 (по классификации НАТО — «Whiskey»), а впоследствии – 4 еще более современных лодки проекта 633 («Ромео»).

Период 1985 – 1990 годов был временем расцвета болгарского подводного флота, когда под болгарским военно-морским флагом одновременно активно эксплуатировались 4 из 10 лодок. Болгария в те годы входила в десятку стран, обладавших собственным подводным флотом. После 1990 года экономические и политические факторы оказали на него свое влияние и подлодки одна за одной выводились из его состава. Последней, в 2011 году из состава болгарского ВМФ была выведена «Слава».

«Слава» — дизель-электрическая подлодка проекта 633. Построена в 1959 году, на вооружение болгарских ВМС поступила в 1985. В 1990-е годы практически не эксплуатировалась из-за исчерпания ресурса аккумуляторных батарей.  В 1998 году на лодку были установлены новые батареи и до 2011 года она участвовала в нескольких учениях (в том числе международных) и патрулировании Черноморского побережья.

В 2011 году «Слава» была официально выведена из состава ВМФ и подарена общине (муниципалитету) Варны. Из-за отсутствия у общины средств будущее лодки представлялось далеко не светлым – ожидалось, что ее порежут на металлолом. Однако, местные бизнесмены из фонда «Белославско стъкло» выкупили ее у общины. Благодаря пожертвованиям и безвозмездному труду добровольцев – бывших подводников — в августе 2020 года музей подводного флота открыл свои двери (наверное, правильнее сказать – люки) для посетителей. 

Лодки проекта 633 строились с 1957 по 1961 г. В этот период было построено 133 лодки, из которых к настоящему времени 75 сняты с вооружения. 20 лодок продолжают нести активную службу в Северной Корее, 4 – в Египте. Во время Холодной войны Китай имел на вооружении 83 лодки, из которых, как минимум, 13 сохранились в качестве учебно-тренировочных объектов.

Технические данные:

Длина – 76.7 м,

Ширина 6.7 м,

Осадка – 5.2 м,

Два дизельных двигателя, мощностью по 2000 л.с. каждый, и два электродвигателя, мощностью по 1350 л.с. каждый.

Винтов – 2,

Скорость. В надводном положении – 15.3 узла, в подводном – 13.2 узла

Дальность плавания. В надводном положении – 14 590 морских миль, в подводном – 350 морских миль.

Запас дизельного топлива – 240 т.

Глубина погружения.  Рабочая – 270 м, максимальная – 300 м,

Экипаж – 52-65 человек, в том числе 9 офицеров

Автономность – 60 дней в открытом море, 600 часов в подводном положении.

Вооружение – 8х533 мм торпедных аппарата – 6 передних и 2 задних.

Боекомплект – 14 торпед или 28 морских мин.

Последний причал «Славы» находится возле музея белославского стекла. Хороший ориентир – южный терминал белославского парома. Там есть несколько паркингов, где можно оставить машину. Рабочее время двух музеев – с понедельника по субботу с10:00 до 15:00. Вход осуществляется каждые полчаса ограниченными по численности группами. Билет в музей стекла стоит 8 левов, на подлодку – 12 левов.

О музее стекла сказать особенно нечего. Краткая лекция, затем демонстрация изготовления вручную декоративных фигурок. Это не то, ради чего нужно ехать туда. Предполагаю, что большинство посетителей там были согласны с нами и просто ждали своей очереди на подлодку.

Подлодка разделена герметичными перегородками на 5 отсеков. Два из них – передний торпедный и задний двигательный все еще недоступны для посетителей, хотя открыты и можно посмотреть их через люк. В планах организаторов – продолжить работы и, возможно, в следующем году откроют для посещения и эти отсеки. Рубка также недоступна. То есть, сейчас можно попасть в три отсека.

Как вам – три из пяти отсеков в и без того узком пространстве подлодки? Тесно? А теперь давайте, представьте, что они набиты 20-30 туристами, которые пытаются все потрогать и сфотографировать. Кто-то пытается развернуться с рюкзаком на плечах, кому-то стало душно, и он пытается выйти через вход (движение здесь одностороннее – вход по узкой лестнице (трапу) спереди, выход – по узкой лестнице (трапу) сзади), дети кричат, матери раздают подзатыльники, отцы пытаются слушать экскурсовода, который рассказывает что-то уже на два отсека впереди, потому что они отстали… Тесно!

Но музей открыт буквально на днях. Организаторы выглядят серьезными людьми и надеюсь, что в ближайшем будущем они придумают, как организовать экскурсии получше. Возможно, внешняя экспозиция, которая немного разрядит поток людей. Возможно, большая часть рассказа будет вынесена наружу, где слышно лучше…

Слышал мнение, что место подлодки не у причала в Белославе, а у морского вокзала в Варне, где ее может посетить в 10 раз больше людей. Не представляю, как в 10 раз больше людей набьются в это пространство. Хорошо, движение одностороннее, теоретически можно создать непрерывный поток – одни входят сзади, выходят спереди, уступая место следующим. Но на практике всегда есть люди, которые не понимают этого и двигаются «против шерсти». А на узкой лестнице они могут парализовать все движение.

С позиции диванного эксперта удивлен, неужели не лучше входить и выходить в двери, вырезанные в корпусе на одном уровне с палубой? Это бы облегчило доступ инвалидам (людям с ограниченными возможностями), который сейчас не возможен и, самое главное – дало бы возможность более легкой эвакуации в случае аварии. Я не видел аварийного выхода. 

Экскурсии – на высшем уровне. Экскурсоводы – ветераны-подводники, служившие на такой же лодке. Или по крайней мере, нам попался такой. Очень жаль, что не смогли узнать его имя. Для этого человека подлодка – не просто машина, а дом, восстановленный после землетрясения, пожара и сноса. Дом, которым он гордится и хочет вам показать.  Были и технические подробности, и моряцкие истории, и личные переживания.

В сети я нашел видео и снимки подлодки прошлых лет. Видел разницу между ней в последнем походе в 2011 году и в 2019, когда она была доставлена буксиром в Белослав из военно-морской базы Варна. За 9 месяцев большая часть внешнего корпуса восстановлена и укреплена. С внутренних частей удалены плесень и ржавчина. Огромный труд, чтобы мы могли прикоснуться к единственной в своем роде сохранившейся частице болгарского прошлого.

Флаг «Славы» можно увидеть в Военно-морском музее в Варне.

Все фотографии, кроме исторических снимков «Подводника №18», взяты из оригинального поста.

В дополнение несколько видео, фото и карта для тех, кто захочет посетить музей

Последний поход «Славы»

Переход «Славы» к месту последней стоянки. Съемки с дрона

Спасение экипажа подводной лодки «Слава». Учения 2007 года.

Последняя болгарская подлодка «Слава». Фильм Министерства обороны Болгарии. 32 минуты

Торжественное открытие музея 18.08.2020. Фото Болгарского национального радио

Крайний слева — капитан первого ранга Камен Кукуров — начальник штаба ВМС Болгарии и последний командир «Славы»

К сожалению, на карте сама «Слава» не обозначена. Ориентируйтесь по музею стекла и причалу парома

Возможно, вам буде интересно прочитать другие материалы, связанные с флотом:

«Голубчик» и его капитан. Как русский мичман Владимир Луцкий перехитрил сербов и стал спасителем Видина.

Террорист, контрабандист, авантюрист, шпион…

Восстание «Надежды» 

Димитр Добрев — человек и пароход

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.