Богомил Райнов

19 июня 1919 года родился Богомил Райнов — болгарский писатель, широко известный в СССР благодаря циклу романов о болгарском разведчике Эмиле Боеве.

Богомил Николаев Райнов — сын писателя, философа и художника Николая Райнова. Во время Второй мировой войны участвовал в деятельности антифашистского подполья. Состоял в марксистском кружке. С 1944 года — член Болгарской компартии (БКП)

Работал главным редактором сатирической газеты «Стършел» («Шершень»). Некоторое время был доцентом Высшего института изобразительного искусства имени Николая Павловича. С 1953 до 1960 года работал атташе по культуре в болгарском посольстве в Париже. Вместе с художником Светлином Русевым участвовал в отборе и покупке картин для Национальной галереи зарубежного искусства (об этом — его роман «Странное это ремесло») на средства, выделенные Комитетом по культуре и искусству во главе с Людмилой Живковой.

Член ЦК БКП с 1976 года. С 1972 года — заместитель Председателя Союза болгарских писателей. Член-кореспондент Болгарской академии наук с 1974 года.

Сотрудничал в различных изданиях, имел научный публикации в области эсретики, искусствоведения и культурологии. Автор многочисленных монграфий об изобразительном искусстве и истории теософии. Но более всего исзвестен как автор криминальных и шпионских романов. Огромной популярностью в Болгарии и социалистических странах пользовались книги о разведчике Эмиле Боеве и инспекторе уголовного розыска майоре Петре Антонове. В своих книгах давал много оригинальных описаний известных городов, таких, как Венеция, Женева, Лозанна, Париж, Копенгаген, Лондон. Книги Райнова неоднократно переиздавались в Болгарии огромными тиражами и переводились. Гонорары Райнова были так велики, что порой его партвзносы во много раз превышали оклады маститых профессоров.

Богомил Райнов — автор нескольких исследовательских трудов в области литературоведения. Одна из таких книг — «Чёрный роман» (1970), в котором исследовал феномен детектива и шпионского триллера.

В одной из последних своих книг — «Людмила», приводит интересные сведения о закулисье болгарской культурной и политической жизни в восьмидесятые годы ХХ века и попытках попытка сломить ограничения и открыть дверь в мир свободной культуры.

Удостоен званий Заслуженного деятеля куольтуры (1965), Народного деятеля культуры (1971), Героя социалистического труд (1976). Лауреат Димитровской премии 1969 года в области литературы. Был награжден орденом Святых Кирилла и Мефодия I стерени, орденом Георгия Димитрова, орденом «13 веков Болгарии». В 2006 году удостоен государственной награды «Святого Паисия Хилендарского».

После крушения социализма в Болгарии выявилось неоднозначное отношение к Райнову. Многолетний заместитель председателя Союза болгарских писателей и член ЦК БКП, он сыграл важную роль в насаждении социалистического реализма в болгарской культуре, в идейном разгроме в 1950-х годах болгарских деятелей культуры, таких, как художник Александр Жендов, поэты Христо Радевский и Атанас Далчев, и других. Известный болгарский литературный критик Борис Делчев в своём дневнике называет его «первостатейным подлецом и полемистом», «людоедом», «правой рукой культа и его ударной силой, одним из моральных убийц Жендова». Болгарская поэтесса и переводчица Невена Стефанова считала, что он отрёкся от идей отца, назвала его «талантливым угодником». Писатель Радой Ралин дал ему прозвище «Погодил Номерайнов». После смерти Райнова были опубликованы его книги «Свет нашей земли» и «Письмо мертвеца», содержащие грубые нападки на Жендова, Делчева и Ралина.

В то же время в соболезновании от имени Союза болгарских писателей признавалось, что «Богомил Райнов был одним из крупнейших болгарских интеллектуалов — богатая, сложная, драматическая личность, творческая фигура которого не имеет аналогов в нашей культуре».

Умер в Софии 8 июня 2007 года.

Библиография (не полная — только детективы и шпионские романы)

Серия «Три встречи с инспектором»

Инспектор и ночь, 1964.

Человек из прошлого, 1966.

Бразильская мелодия, 1969.

Серия о Эмиле Боеве

Господин Никто, 1967.

Что может быть лучше плохой погоды, 1968.

Большая скука, 1970.

Реквием мерзавке (Реквием), 1973.

Наивный человек среднего возраста, 1973.

Умирать — в крайнем случае, 1976.

Тайфуны с ласковыми именами, 1977.

Не хвали день по утру (Утро — еще не день) 1981.

Агент, бывший в употреблении, 2000.

Кадр из фильма «

Богомил Райнов: 3 комментария

  • 19.06.2019 в 13:28
    Permalink

    «важную роль в идейном разгроме в 1950-х годах болгарских деятелей культуры» — истинно талантливых людей так просто не загнобишь, так что все это, я считаю, суета ни о чем
    А вот сам Богомил Райнов прекрасный писатель и популяризатор Болгарии как страны, я до сих иногда перечитываю его детективы

    Ответ
  • 19.06.2019 в 13:30
    Permalink

    немного не хватает библиографии шпионских романов с расписанием по сериям, а также сведений о личной жизни, и фоточек побольше бы

    Ответ
    • 19.06.2019 в 14:47
      Permalink

      Постараюсь чуть позже добавить библиографию. И фото поищу

      Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *