Афера с «гнилыми вагонами»

– один из громких коррупционных скандалов в Княжестве Болгария

Коррупция затрагивает почти все сферы экономики и общественной жизни Болгарии. Наивно было бы считать, что это явление свойственно исключительно Болгарии или, что оно появилось в стране лишь «вчера» – в конце ХХ века, с крушением коммунистического режима и распространением рыночных отношений.  На самом деле эта порочная практика уходит корнями еще в первые годы молодого Княжества.

Ядовитые цветы взяточничества, комиссионерства, распределения государственных заказов среди «правильных» и «нужных» поставщиков с особой силой расцвели в конце XIX века. Уровень коррупции в Болгарии того времени наглядно демонстрирует случай, оставшийся в истории как «афера с гнилыми вагонами».

В последние годы XIX столетия болгарская экономика успешно развивалась, строились новые железнодорожные линии, рос экспорт товаров. Государственные железные дороги нуждались в большем числе вагонов.

В докладной записке от 30 мая 1900 года, подготовленной двумя экспертами Министерства общественных сооружений, дорог и сообщений для министра Димитра Тончева, обосновывалась необходимость найма новых вагонов в виду ожидавшегося хорошего урожая и необходимости перевозки товаров. В то время правительство возглавлял Тодор Иванчов. Открытый тендер не проводился, министерство направило запросы предложений к известным европейским фирмам и начало само отсеивать эти предложения. Идея аренды вагонов постепенно отпала, уступив место идее покупки вагонов уже бывших в употреблении. Есть данные о том, что Тончев и Иванчов сознательно и целенаправленно планировали закупить старые и негодные вагоны.

Тодор Иванчов

Министерство настаивало, чтобы солидная немецкая вагоностроительная фирма «Ренер», осуществила сделку через посредника – Соломона Вайсенберга, человека с сомнительной репутацией, который, помимо всего прочего, одновременно предлагал болгарскому министерству вагоны двух других немецких компаний.

Попытки фирмы «Ренер» установить прямой контакт со служащими болгарского министерства оказались безуспешными. Вагоны были закуплены по завышенной цене, имея в виду их техническое состояние, а разница между реальной стоимостью и заплаченной суммой распределилась по цепочке: поставщик – посредник – государственные служащие.

Разумеется, государственные служащие знали, что вагоны непригодны к эксплуатации и более того, их эксплуатация может быть опасной.

По существовавшим правилам, до оплаты закупленных вагонов, болгарские эксперты должны были оценить их качество и техническую пригодность, принять вагоны, доставить их в Болгарию и начать эксплуатацию.

Первым в Германию был направлен инженер Тихолов, который отказался принимать вагоны, поскольку, по его оценке, их эксплуатация была опасна.  Немцы предложили ему 6000 марок, чтобы он «молчал и не создавал излишних проблем». Болгарин отказался от взятки и информировал министерство.

Но вместо того, чтобы расторгнуть сделку, болгарский министр… решил сменить эксперта. В Германию были направлены два других специалиста. Но и они отказались принимать вагоны. Причем один из них не имел никакого представления о железнодорожном транспорте, поскольку работал в строительном отделе министерства. Он отказался принимать вагоны, не чувствуя себя достаточно компетентным для этого.

В конце концов коррупционная цепочка нашла доверенное лицо, которому поручили ответственную задачу. Акт приемки был подписан. В Болгарию прибыли 110 вагонов, 74 из которых были совершенно непригодны к эксплуатации, а остальные нуждались в серьезном и дорогом ремонте.

Тем временем, 22 ноября 1900 года правительство ушло в отставку. Однако, посредник получил свои деньги от следующего кабинета в полном объеме. Никакие претензии высказаны не были.

Стоит упомянуть, что в ходе подготовки сделки Болгария получила несколько предложений продажи новых вагонов по более низким ценам, но эти предложения даже не рассматривались.

Стоян Тачев для сайта «Болгарская история» по материалам книги Пенчо Д. Пенчева (2011): «Как се наливаха основите. Към ранната история на българската корупция (1879-1912)», издательство «Рива».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *