Николай Павлович

И другие события 9 декабря в истории Болгарии

9 ноября 1835 года родился Николай Христакиев Павлович — болгарский художник-живописец, сценограф, график, художественный критик и театральный деятель.

Родился в Свиштове в семье видного деятеля болгарского национального Возрождения Христаки Павловича. В тринадцать лет остался сиротой и жил в Румынии у родственников – братьев Цанковых, которые определили для него будущую профессию – торговца. Однако, просвещенные и интеллигентные люди они вскоре поняли, что торговая деятельность не по душе юноше и в1852 году отправили его в Вену для обучения в ателье литографа Анастаса Йовановича. Осенью того же года Николай поступил в Венскую художественную академию. С 1852 по 1858 год он последовательно обучался в двух ведущих европейских художественных академиях – Венской и Мюнхенской.

Палович изучал рисование по античным образцам, рисование с натуры, анатомию, теорию перспективы, историю искусства и другие дисциплины.

Осенью 1858 года он вместе с известным ученым — доктором Петром Бероном, с которым познакомился двумя годами ранее, отправляются в Крайову (Румыния), где в течение нескольких месяцев Павлович делает цветные иллюстрации к научным трудам Берона, особенно к «Космобиографическому», «Метрологическому» и «Космобиологическому» атласам. Затем Павлович отправляется в Дрезден, чтобы ознакомится со знаменитой галереей, посещает Прагу и возвращается в Вену.

Н. Павлович. Портрет Петра Берона

В 1860 году в Белграде он встречается с Георгием Раковским и создает иллюстрации к изданию  «Несколько речей об Асене I, великом  царе болгарском и сыне его Асене II»

С осени 1860 до поздней весны 1861 он живет в Одессе, распространяя среди местных болгар свои первые исторические литографии, надеясь обнаружить там источники, в которых бы мог почерпнуть сведения о средневековой болгарской одежде. Собирается посетить Москву и провести там выставку своих произведений.   

Николай Павлович. Хан Аспарух переходит через Дунай

В мае 1861 года во время бурных событий, связанных с борьбой за независимость болгарской православной церкви, Павлович едет в Константинополь, где безуспешно пытается получить работу. Здесь начинается его борьба за народное признание через распространение литографий со сценами из средневековой болгарской истории , которые он создавал  по роману  Александра Велтмана «Райна княгиня болгарская».

В 1864 году он публикует в константинопольской газете «Советник» сообщение, объявив о намерении создать художественное училище в Трявне – сердце одной из возрожденческих художественных школ. В 1867 году выпускает программный документ «Как устроить заведение для живописи в Болгарии». Открытие отдела искусства в газетах и задуманный им журнал «Болгарский памятник» — другая задача, которую художник поставил в публичном пространстве в 1871 году в письме к редактору журнала «Читалище».  Программу издания «Болгарского памятника» он излагает в газете «Право». Журнал должен иметь широкие границы: литература, критика, фольклор, этнография, этнология, искусство. При этом журнал должен издаваться на двух языках – болгарском и немецком. Не был упущен и прикладной момент. Журнал должен был содержать репродукции, которые могли бы украсить интерьер дома.

Николай Павлович. Крещение Преславского двора

В 1873-1874 году он ведет обширную переписку об иконах церкви в Тулче. Павлович настаивает на равных условиях – его конкурент Станислав Доспевский должен также предварительно представить пробные иконы. В спорах об этих иконах Павлович формулирует свои эстетические взгляды. Прежде всего по его мнению – высокое качество работы, а не «восточный» или «западный» стиль изобраджения.  

После Освобождения Павлович не воспользовался своими связями и отказался принять участие в управлении государством. В 1885 году он добровольцем участвует в Сербско-болгарской войне, а в 1889 переезжает в Софию, где до конца жизни преподает рисование в Софийской мужской гимназии. В этот краткий период своей жизни он стал учителем  многих выдающихся болгарских художников. В 1879 году он занимает должность школьного инспектора и остается на ней до конца жизни.

Н. Павлович. «Царь Борис I подавляет бунт боляр»

В 1886 году  построил по собственному проекту  ателье поблизости от  Докторского памятника. Николай Павлович умер в Софии 13 февраля 1894 година

В 80-е годы Павлович более не возвращается к многофигурным историческим композициям.  Он работает над темами, связанными с современной болгарской историей , как например: «Болгария, Тракия и Македония, разделенные Берлинским конгрессом», «Объединение Северной и Южной  Болгарии», болгарский герб. Эти композиции быстро стали  знаковыми и использовались на множестве предметов: подносах, коврах, портсигарах, бутылках и т.д..

Разделенная Берлинским конгрессом Болгария. Литография Николая Павловича
Объединенная Болгария. Литография Николая Павловича

В 1886 году  построил по собственному проекту  ателье поблизости от  Докторского памятника.

Николай Павлович умер в Софии 13 февраля 1894 года.

9 ноября 1859 года родился Тодор Йончев — педагог и общественный деятель, один из основоположников современного физического воспитания в Болгарии. В 1885 году основал в Софии первое Гимнастическое общество «Юнак», инициировал создание Союза болгарских гимнастических обществ. В 1896 году — руководитель болгарской делегации на Первых олимпийских играх в Афинах.

9 декабря 1885 года в городе Пирот заключено перемирие, положившее конец Сербско-болгарской войне.

9 декабря 1927 года подписано соглашение Моллова-Кафандриса о размене населением между Болгарией и Грецией. В результате около 400 тысяч этнических болгар были переселены из греческой Македонии в Болгарию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *